В последнее время количество российских компаний, которые начали готовить нефинансовую отчетность, значительно выросло – по статистике чуть больше половины предприятий упоминают цели устойчивого развития. Это один из первых сигналов того, что бизнес готовится к абсолютной прозрачности и раскрытию информации. К сожалению, пока это больше выглядит как дань моде. Любая публичная компания сейчас обязана сдавать нефинансовую отчетность, но по сути, ESG-составляющая в большинстве случаев так и остается в бумажных отчетах.
Довольно часто в отчетности компания рапортует о том, что выбрала для себя более 10 целей и якобы их реализует. На деле чаще всего такие компании не показывают ни конкретных индикаторов, ни детального плана по реализации. Статистика говорит о том, что только две компании из сорока доходят до проведения мероприятий, направленных на реализацию целей устойчивого развития или национальных целей развития. Всего 1% компаний в мире оценивает такие результаты, ну а в России пока таких примеров пока вовсе нет.
Второй важный показатель – это увеличение числа компаний в рэнкингах и рейтинга RAEX и Национального Рейтингового Агентства. Если год назад сводный рейтинг RAEX содержал примерно 70 компаний, что сейчас там уже около 160 участников.
При этом сегодня из-за отсутствия единого подхода и единых критериев формирования рэнкингов и рейтингов, существует некая соревновательность между агентствами, выпускающими информацию такого рода. До тех пор, пока не появится общих прозрачных и понятных критериев оценки, компании будут «играть» с рейтингами, подсвечивая в своей отчетности тот, где сама компания занимает более высокие позиции. Например, в течение двух лет РСПП формирует собственный рейтинг. И вполне объяснимо, что лидеры, например, RAEX здесь оказываются на самых высоких позициях. В то же время часто сильные компании, которые заслуженно занимают высокие места в RAEX, у коллег из РСПП попадают в группу отстающих. Оцениваются слишком разные индексы, задачи, критерии, не всегда учитываются особенности бизнеса. К сожалению, рейтинги слишком слабо отражают прогресс компаний в том или ином аспекте.
При этом современный инвестор интересуется не только финансовыми результатами компании, но и соблюдением экологических и социальных стандартов. Инвестора волнует, насколько прозрачно управление компании, как работает совет директоров, как много женщин представлено в руководстве компании и другие факторы. Это и есть те самые триггеры, которые отличают компанию с имплементированными принципами устойчивости. Уже в ближайшем будущем компании без продуманной ESG-стратегии и ее реализации будет невозможно получить деньги на развитие на цивилизованном рынке инвесторов. Возможно, это тот самый случай, когда дань моде сформировала устойчивый тренд.