Новости ESG

Цифровой контроль в помощь

2021-12-02 11:08
Всего за полгода московская область на 60% сократила количество нелегальных свалок строительных отходов и поставила утилизацию ОСИИГ под цифровой контроль о новом порядке обращения со строительными отходами. Рассказывает Андрей Разин, министр экологии и природопользования Московской области.

Андрей Викторович, уже почти полгода в Московской области действует новый порядок обращения со строительными отходами. Какой была ситуация на старте экологической реформы?

Если с оборотом твердых коммунальных отходов ситуация в Подмосковье нормализовалась, то проблема отходов сноса, строительства и грунтов до 2020 года стояла очень остро. Ежегодно Москва и область генерируют порядка 50 миллионов кубометров отходов этого вида. Это гораздо больше общего объема коммунальных отходов, которых Москва и Подмосковье образуют около 7,5 миллионов тонн ежегодно. Оборот строительных отходов был непрозрачным и очень слабо контролируемым, что приводило к многочисленным нарушениям при транспортировке и размещении. Проще говоря, отходопроизводителям было легче свалить строительный мусор в лесу, нежели платить за его переработку. Проблема незаконных свалок в Подмосковье еще совсем недавно приобретала угрожающие размеры. А между тем, строительные отходы и грунты – это ценный материал для рециклинга, вторичные материалы из него востребованы во многих отраслях и, в первую очередь, в дорожном строительстве и в производстве рекультиванта для восстановления земель, нарушенных при добыче полезных ископаемых.

С какими проблемами столкнулось Минэкологии МО при подготовке реформы?

Проблем было много. В первую очередь, это несовершенство нормативной и правовой базы, отсутствие единого стандарта обращения строительных отходов. Во-вторых, отсутствие системного взаимодействия со всеми участниками процесса и контролирующими органами. Основная масса отходов направляется к нам из столицы, и был нужен четкий совместный контроль по всей схеме обращения, от площадки образования отходов до перерабатывающего комплекса. Это подразумевало огромную работу по созданию единой информационно-навигационной системы, интеграцию систем видеофиксации и множество других вопросов. Все это нужно было создавать с нуля.

Какие шаги были предприняты командой Минэкологии для запуска реформы: в сфере законодательства, организационных вопросов, технологических решений?

В первую очередь, было подписано соглашение между Правительствами Москвы и Московской области о совместной деятельности в сфере оборота строительных отходов, это стало основой для разветвленного межведомственного взаимодействия. Следующим шагом стало создание единого стандарта обращения с отходами, который содержал четкие требования ко всем участникам процесса: отходопроизводителям, включая управляющие компании, транспортировщикам и переработчикам.

Особо отмечу: важное значение в системе обращения имеют специализированные объекты по переработке строительных отходов, которые должны соответствовать экологическому стандарту и иметь современное технологическое оборудование для переработки таких групп строительных отходов как смешанные или несортированные отходы, отходы бетона и железобетона, лом кирпичных конструкций и скол асфальтовых покрытий, отходы строительных материалов на основе пластмасс и полимеров, отходы строительных грунтов. Поэтому была создана система учета специализированных объектов по переработке строительных отходов, и разрешения на перемещение отходов даются только в адрес этих объектов, учтенных в реестре.

Главным достижением стало создание информационной системы «Электронный талон ОССиГ, РГИС Московской области», где регистрируются транспортные средства, которые перевозят строительные отходы. Теперь их транспортируют только в сопровождении электронного талона. Каждый автомобиль оборудован системой глобальной спутниковой навигации, позволяющей позиционировать его в реальном времени и контролировать, куда направляется груз отходов. Помимо этого, работают системы фото- и видеофиксации, регистрирующие госномера машин и содержание кузова, и, если строительные отходы везет транспорт без электронного талона, правонарушение фиксируется мгновенно, и санкции следуют по той же схеме, которая работает в ГИБДД.

Наконец, потребовалось внести изменения в региональное законодательство с тем, чтобы ужесточить меры административного воздействия на нарушителей правил обращения с отходами. Хочу подчеркнуть: наказание для нас – не самоцель. Невозможно решить проблему незаконных свалок только административными методами: нелегальные перевозки нужно сделать экономически нецелесообразными.

На опыт каких стран или регионов России вы ориентировались при запуске экологической реформы?

В Московской области накоплен достаточный опыт обращения с отходами, в первую очередь, с коммунальными. В ходе реформы регионе была создана одна из первых в России территориальная схема, в которой учтены все отходообразователи, предприятия по переработке и утилизации, маршруты транспортировки, создан был также кадастр отходов Московской области.

Мы тщательно изучали зарубежный опыт и, если в отношении обращения ТКО нам приходилось учиться, то какой-то слаженной системы обращения стройотходов, какого-то ноу-хау мы не увидели, поэтому во многом пошли по аналогии с ТКО: создание современных комплексов, внедрение системы учета отходов, определение объемов их образования и контроль за перемещением.

Поэтому в части методологии, выработки подходов мы справились своими силами. Хотя, разумеется, опыт других регионов и стран изучается, поскольку любая система, а тем более, такая сложная, как обращение отходов, должна постоянно совершенствоваться.

О каких результатах реформы утилизации ОССиГ уже можно говорить по итогам 2021 года?

Прежде всего, хочу отметить, что в полную силу новая система заработала относительно недавно: перемещение строительных отходов без электронного талона было запрещено только с 1 сентября. Однако темпы набраны, на наш взгляд, хорошие: на сегодняшний день в региональной информационно-навигационной системе зарегистрировано уже порядка 3500 отходопроизводителей, отходоперевозчиков и объектов приема строительных отходов. Это достигнуто, в первую очередь, за счет широкой информационной и разъяснительной работы.

В регионе уже действуют более 40 предприятий по переработке строительных отходов, полностью соответствующих требования единого стандарта, также создаются новые высокотехнологичные площадки для переработки сложных видов отходов. Сейчас эти предприятия работают с нагрузкой 70 и более процентов. Эффект дает и усиление контрольно-надзорной работы с участием не только инспекторов эконадзора, но и правоохранительных органов, сотрудников Госадмтехнадзора, Госстройнадзора и других ведомств.

Как жители Московской области оценивают результаты?

Лучше всего об этом говорит статистика обращений жителей в министерство. По сравнению с 2020 годом, доля жалоб на незаконные свалки и другие нарушения в сфере обращения с отходами значительно снизилась.

Это говорит не только о действенности системы обращения со строительными отходами, но и о темпах общей работы Правительства Московской области по борьбе с несанкционированными свалками. К примеру, по сравнению с 2020 их количество снизилось на 52 процента. При этом ликвидируется свалок, с учетом обнаруженных ранее, больше, чем выявляется новых.

Пожалуйста, расскажите о дальнейших планах Минэкологии Московской области в борьбе с незаконной утилизацией ОССиГ и твердых бытовых отходов?
Какие шаги будет предпринимать ведомство для борьбы с нелегальными свалками?

В дальнейших планах – развитие удобства сервисов вывоза строительных отходов. Мы запустили специальный сайт https://stroyothody.mosreg.ru/
Он уже пользуется популярностью, на него обращаются ежедневно десятки людей, оставляют заявки, которые в течение дня обрабатываются, и перевозчики легально вывозят стройотходы даже из самых удаленных уголков Подмосковья на легальные площадки переработки. Дальнейшие действия – развитие этого сервиса, его реклама. Кроме того, сейчас мы с рядом крупных российских IT-компаний изучаем возможность пилотного внедрения в Подмосковье сервиса «Биржа отходов».

В чем опыт Московской области может быть полезен другим российским регионам, которые сталкиваются с такой же проблемой контроля и утилизации строительных отходов?

Как и в области обращения с ТКО, в данной сфере Подмосковье – один из признанных лидеров, это признано экспертами. Наш опыт интересен и другим регионам, где система обращения строительных отходов только начинает создаваться. Так, недавно в нам приезжали делегации Татарстана, Башкортостана, которые внимательно изучили опыт Подмосковья и намерены перенять его. Нашими наработками также заинтересовались в Санкт-Петербурге, Крыму и Нижнем Новгороде. Это очень позитивно, и мы всегда открыты для диалога и совместной работы с коллегами из других регионов.

Источник материала и фото: GOR-HOZ