Задача документа — продемонстрировать ожидания и приемлемые направления климатической политики РФ крупного бизнеса, в том числе в условиях роста важности темы в России и мире, а также введения трансграничного углеродного регулирования в ЕС (CBAM).
Как пояснил “Ъ” ответственный секретарь комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Сергей Твердохлеб, позиция основывается на «простом посыле» — «для нашей страны важно добиваться выхода на траекторию, предусмотренную стратегией низкоуглеродного развития, экономически наиболее эффективным способом — чтобы для декарбонизации выбирались те решения, которые позволяют обеспечить максимальное сокращение нетто-эмиссии с наибольшим социально-экономическим эффектом или с наименьшими затратами для потребителей».
Важнейшие пункты новой позиции заключаются в том, что в РСПП считают возможным введение дополнительного углеродного регулирования для отдельных отраслей (к принятой в РФ в середине прошлого года «мягкой» модели регулирования, вводящей обязательную отчетность для крупных эмитентов и возможность для бизнеса делать добровольные климатические проекты), в том числе, возможно, в более амбициозных формах для секторов, потенциально подпадающих под CBAM (см. “Ъ” от 20 июля 2021 года). Но любые новые меры углеродного регулирования, по мнению РСПП, должны быть «технологически нейтральными» (то есть учитывать возможности использования разных технологий для снижения выбросов, и атомной энергетики, и улавливания выбросов), также, по словам Сергея Твердохлеба, «не создавая чрезмерную и разрушительную новую нагрузку на экономику и население».
В РСПП также предлагают учитывать в качестве вклада бизнеса в декарбонизацию отдельные текущие платежи (например, платежи оптовых потребителей на финансирование низкоуглеродной генерации в рамках механизмов ДПМ ВИЭ, ДПМ АЭС, ДПМ ГЭС, плату за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы метана, акцизы на бензин и дизель, штрафы за сверхнормативное сжигание попутного газа). Госсубсидирование добычи и потребления ископаемого топлива, которое получают многие компании, в документе не упоминается.
«В России предприятия уже платят за углерод порядка $10–20 за тонну, которые просто зашиты в надбавки на рынке электроэнергии, в акцизы»,— говорит господин Твердохлеб.
Документ также призывает сменить приоритеты господдержки промполитики, сконцентрировавшись на господдержке энергоперехода предоставлением налоговых льгот и прямых субсидий по примеру ЕС (где это делается через Европейский инвестиционный фонд и Фонд справедливого перехода), указывая, что в 2022–2023 годах бюджет будет профицитен. В число условий предоставления господдержки предлагают включить параметры сокращения выбросов или увеличения поглощения парниковых газов.
Де-факто это признание возможности введения «цены на углерод», например, в виде квот на выбросы, считают опрошенные “Ъ” эксперты, замечая, что основный мотив для позиции РСПП — сокращение нагрузки на бизнес, которая может вызвать дальнейшее отставание РФ в вопросах декарбонизации. Позиция РСПП появилась на фоне новостей о публикации черновой версии ответа экологической комиссии Европейского парламента на правила CBAM, представленной Еврокомиссией летом прошлого года. В соответствии с ней переходный период, во время которого не предусмотрены платежи, предполагается закончить уже в 2024-м, а не в 2026 году, бесплатные квоты выдавать только до конца 2028 года (а не до конца 2035 года), в перечень видов облагаемой продукции добавить полимеры, водород и базовые химикаты.