Внедрение факторов ESG (экологические аспекты, социальные вопросы, качество управления) в деятельность компаний является обязательным условием новой экономики и устойчивого развития. Если сейчас организация не перейдет на рельсы ESG-развития, то она не сможет отвечать современным запросам и окажется неконкурентоспособна. Выиграют те компании, которые раньше других успели изменить свою модель развития.
В России, как и в большинстве стран, , сейчас идет активная разработка законодательства в области устойчивого развития. Еврокомиссия недавно представила масштабную программу, одной из основ которой является введение трансграничных сборов за углеродный след от производства таких товаров, как металлы, трубы, удобрения, цемент, электроэнергия. Для российских компаний-экспортеров введение подобного сбора означает налоговую нагрузку, которая оценивается Минэкономразвития РФ на уровне €1,1 млрд в год.
За последние годы также произошли большие изменения в финансовом секторе, которые прежде всего повлияли на поведение инвесторов и банков при отборе объектов инвестирования и кредитования. По результатам исследования Morgan Stanley, 75% инвесторов заинтересованы в ответственном инвестировании - крупные международные инвесторы, такие как BlackRockзаявили о выходе из инвестиций в те компании, которые не стремятся к достижению углеродной нейтральности и не внедряют ESG. Банк России ведет активную работу по адаптации банковской системы к новым рискам, в том числе к климатическим, выпуская рекомендации по учету ESGрисков российскими банками. Многие российские банки уже ведут работу по разработке ESG-метрик для определения условий кредитования. Наиболее крупные игроки, такие как Сбер, ВТБ, МКБ, Совкомбанк, Росбанк уже оценивают компании по степени внедрения ESG-факторов в бизнес-процессы.
В условиях изменения массового сознания и повсеместной популяризации ответственного потребления и производства ESG-трансформация становится обязательным условием долгосрочного существования. По результатам исследования Accenture, 94% представителей поколения Z (зумеров) заинтересованы в покупке экологичных товаров и верят в необходимость бизнеса быть ответственным. Крупнейшие игроки на рынке ритейла в РФ, такие как Х5 Group и Магнит, уже давно внедряют ESG-факторы в бизнес-процессы, публикуют консолидированную нефинансовую отчетность и выстраивают образ ответственной компании, отвечая на вызовы новой реальности.
Внедрение ESG-факторов является сегодня не только одним из основных инструментов конкурентной борьбы, но и способом взаимодействия с поставщиками и партнерами. Под давлением рыночных трендов компаниям необходимо внедрять принципы экологического и социального скрининга поставщиков и партнеров, интегрировать основы ответственного маркетинга и ответственной логистики. Подобные корпоративные практики в будущем обяжут всех без исключения производителей и дистрибьюторов внедрять принципы устойчивого развития и изолируют тех, кто не сможет соответствовать этим принципам.
Переход на новую модель ведения бизнеса требует изменения мышления, а также инвестиций в устойчивое развитие. Однако в долгосрочной перспективе данные инвестиции однозначно окупятся. Несмотря на то, что многие в это не верят, исследования показывают, что те компании, которые инвестируют в ESG, увеличивают стоимость своих акций.
Катерина Герус, основатель консалтингового агентства ESG консалтинг