Масштабы участия корпоративного сектора в выстраивании нового каркаса ESG определить сегодня практически невозможно. Принцип неопределенности остается ключевым в готовности российских компаний продолжать инвестировать в устойчивое развитие. С начала марта большая часть крупного бизнеса заморозила ESG-бюджеты (включая бюджеты на социальные инициативы и КСО). Речь идет не столько об ожидании улучшения экономической ситуации, сколько о составлении более-менее ясного набора рисков и перспектив.
Позитивных сигналов мало: ни один аналитик сегодня не сможет построить качественный прогноз и оценить, когда бизнесу стоит возобновлять социальные проекты. Не готовы к такой оценке и сами корпорации. Пауза может затянуться как на несколько месяцев, так и на год в зависимости от специфики бизнеса, отрасли и геополитической ситуации.
Уязвимая экология
В зоне особого риска — экологическое направление, которое сильно зависит от экономических и ресурсных возможностей в условиях санкций. Это подтверждают российские антисанкционные законы, направленные на послабление регулирования экологической деятельности предприятий. Например, перенос расширения нацпроекта «Чистый воздух» и внедрения единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета древесины. Минэнерго рассматривает смещение конкурсных отборов ВИЭ, что согласно «Ассоциации развития ВИЭ» может остановить инвестиции в отрасль и усугубить ситуацию неопределенности. Помимо этого, недавно Российское экологическое общество подало прошение в Минюст о признании организаций Greenpeace и WWF иноагентами, что потенциально приведет к снижению качества исполнения экологических стандартов как правительством, так и бизнесом, а также к снижению контроля за нормотворчеством со стороны российской общественности.
Новые условия на российском рынке вынуждают компании делать шаг назад. К примеру, «ЛУКОЙЛ» выдвинул предложение перенаправить избыток мазута с НПЗ на ТЭЦ и временно отменить для последних высокий коэффициент выплат за негативное воздействие на окружающую среду. Впоследствии, как отмечает Минприроды, это может вызвать нехватку средств на экологию в региональных бюджетах.
Глава экспертного совета по особо охраняемым природным территориям при Минприроды РФ Николай Валуев говорит, что с помощью поддержки со стороны государства, консолидированных усилий общества, власти и бизнеса можно будет решить важные для экологии вопросы по импортозамещению для обеспечения экологического суверенитета России.
На международной выставке оборудования и технологий для переработки, утилизации отходов и очистки сточных вод Wasma 2022 генеральный директор ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев заявил, что для перехода на экономику замкнутого цикла выпал уникальный шанс. По его словам, уже сейчас сфера переработки отходов достигла около 80% импортозамещения оборудования, а азиатские партнеры выразили готовность помочь в комплектации проектов, запущенных до санкций.
От лица РСПП Александр Шохин предложил смягчить ряд экологических требований к бизнесу в связи с санкциями, в том числе на три года отменить штрафы и выплаты за вред, нанесенный окружающей среде, что поможет снизить расходы предприятий, но несет за собой большой риск возникновения техногенных аварий и экологических катастроф.
Переосмысление инвестирования
В то же время очевидно, что сократятся иностранные инвестиции в российские ESG-проекты и зеленые активы. Уже сегодня иностранные рейтинговые агентства понижают ESG-оценки российского бизнеса: MCSI ограничил рейтинг российских компаний уровнем B, а правительственный - уровнем ССС. Один из основателей ESG-концепции Пол Клементс-Хант заметил, что конфликт в Украине демонстрирует неудачу ESG-инвесторов, которые владели российскими активами по меньшей мере на сумму около $8,3 млрд, а также призвал ESG-инвесторов окончательно отказаться от инвестирования в Россию, так как это не соответствует идеологии ESG. По оценкам отраслевых исследователей Morningstar Inc., на конец февраля российскими активами владели около 14% ESG-фондов во всем мире, и далеко не все они согласны с Клементсом-Хантом, ведь уход с рынка подтверждает слабость ESG-модели. Инвесторы готовы адаптироваться.
Самые большие изменения наблюдаются в оборонном секторе, который импакт-инвесторы стали рассматривать в качестве ключевого сектора безопасности. В частности, в марте SEB Investment Management обновил свою политику устойчивого инвестирования и включил в нее оборонную промышленность исходя из принципов защиты прав и свобод человека. В течение многих лет ESG-инвесторы и финансовые учреждения отказывались от инвестиций в оборонный сектора из-за споров по поводу торговли оружием. Взгляды на инвестирование в этот сектор сильно изменились за последние месяцы. Похоже, на фоне «спецоперации»* на Украине оборонная промышленность будет все чаще рассматриваться ESG-инвесторами как необходимость, способствующая поддержанию стабильности мира и других социальных благ.
Оставляя мораль за рамками инвестиций, фактически следует признать, что это яркая иллюстрация странового анализа в развитии ESG. Сама по себе поправка на социокультурные и экономические особенности региона — важный признак трансформации ESG от доктрины к поиску диалога.
В поиске внутренних ресурсов
В ближайшей перспективе основным драйвером развития ESG может стать общество и бизнес, озабоченные социальными и экологическими проблемами, которые мы учились решать задолго до появления концепции ESG. В начале апреля вызвал резонанс законопроект Правительства России, который разрешал застройку особо охраняемых природных территории без экологической экспертизы, что могло повлечь за собой серьезный ущерб для экологии России, в том числе разрушение ландшафтов, загрязнение природных территорий отходами производств и гибель животных. Во многом благодаря огласке законопроект был скорректирован: теперь в особо охраняемых территориях можно возводить только социально значимые объекты
Госструктуры будут вовлечены в проекты устойчивого развития по целому ряду стратегических обязательств. Пока Россия не вышла из Парижского соглашения, она будет обязана совершенствовать регулирование в сфере выбросов парниковых газов (далее - ПГ).
Как отметил руководитель, лаборатории экономики изменения климата НИУ ВШЭ Игорь Макаров, санкционный режим в отношении России может способствовать достижению углеродной нейтральности на 10 лет раньше чем планировалось, а именно к 2050 году. Объем выбросов ПГ, по прогнозам экспертов, сократиться на столько же процентов сколько ВВП, то есть около 12% в 2022 году. Поэтому этот кризис может стать отправной точкой для плавного внедрения законов и норм по ограничению выбросов ПГ.
Например, недавно Минприроды разработал дополнительные поправки к федеральному закону «Об ограничении выбросов парниковых газов», которые включают в себя государственный экологический контроль за предоставлением отчетов компаний по выбросам ПГ. Это позволит выявлять нарушения, в том числе некорректно предоставленную информацию по выбросам ПГ. Помимо этого, не были сдвинуты сроки реализации экспериментального проекта по углеродной нейтральности на Сахалине, он был одобрен президентом России в начале марта, а сам проект стартует 1-го сентября 2022 года.
В России активно развиваются собственные альтернативы иностранным ESG стандартам, рейтингам, верификаторам и сертификатам. Несмотря на то, что Исполнительный комитет Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) приостановил работу российских агентств в рабочих группах ассоциации, крупные отечественные игроки объявили о готовности продолжать работу в сфере ESG. Но официальных стандартов по ESG-отчетности в России до сих пор нет, существуют только ряд рекомендаций для организаций от Центробанка.
Тем не менее, в России уже существует «скелет» устойчивого зеленого рынка: в прошлом году была принята национальная таксономия зеленых и адаптационных проектов, обнародован национальный перечень верификаторов инструментов устойчивого развития и создан Национальный ESG Альянс. Также в ближайшие годы планируется запустить проект по торговле углеродными единицами и постепенно сокращать допустимые нормы выбросов ПГ. В конце марта члены Экспертного совета по устойчивому развитию и зеленому финансированию при Госдуме договорились начать разработку единого понятийного аппарата и концепции в области финансирования устойчивого развития и зеленых проектов, а также обсудить варианты государственной поддержки зеленых проектов, предоставления бюджетных субсидий и госгарантий. В перспективе такие усилия помогут гармонизировать законодательство в этой сфере, поддерживать разработку национальных ESG-стандартов, побуждать бизнес к адаптации ESG-концепции и вырабатывать льготы для экологически чистого предпринимательства.
Ссылка на источник: Форбс