Производители продуктов питания и напитков ищут пути сокращения углеродного следа: используют биоразлагаемые пакеты, перерабатываемый пластик, многоразовую тару и картонную упаковку. Жесткие привязки определенной тары к конкретной категории товаров тоже теряют актуальность. Уже сегодня можно купить воду не в пластиковой прозрачной бутылке, а в пакете из водорослей, рис в упаковке из пчелиного воска, масло в карамельной упаковке, сок в упаковке в виде желе из агар-агара или косметику во флаконе из сахарного тростника. Пока это нишевые решения, которые рынок пробует «на вкус». Зато алюминий уже стал неотъемлемой частью новой эры «зеленой» упаковки. Причем появляется упаковка из алюминия, полученного с минимальным углеродным следом.
Российский и мировой бизнес всерьез озабочен проблемой изменения климата из-за повышения концентрации СО2 в атмосфере. По данным Allianz Risk Barometer/AGCS растущая нестабильность погоды занимает девятое место в списке основных бизнес-рисков. Так что в интересах компаний сокращать свой углеродный след. И некоторые игроки рынка уже предпринимают конкретные шаги в этом направлении. Например, американская сеть магазинов Walmart внедрила программу энергоэффективности для своих поставщиков. К концу 2019 года к ней присоединилось почти 1 тыс. компаний. Они в совокупности предотвращают выбросы почти 200 тыс. тонн CO2-эквивалента в год.
«Зеленый» металл
При производстве одной тонны алюминия на предприятиях, которые используют энергию угля (основное топливо для предприятий Китая и Австралии), выделяется до 18 тонн CO2-эквивалента — это очень много. Но этот показатель можно снизить без особых проблем. Например, при использовании электроэнергии с газовых электростанций на Ближнем Востоке в атмосферу выделяется всего 5-8 тонн углекислого газа, а для гидроэлектростанций (ГЭС) этот показатель еще ниже — около 2 тонн. Выбросы от переработки алюминия еще ниже. Поэтому во всем мире растет спрос на «зеленый металл» — алюминий, производимый с использованием возобновляемых источников энергии, а не углеродного топлива. Выбросы углекислого газа в данном случае оказываются ниже текущего среднего отраслевого индекса.Основные области применения переработанного алюминия
1. АвтомобилестроениеПри производстве электромобилей расходуется около 600 тыс. тонн алюминия в год. Алюминий значительно повышает прочность и долговечность деталей автомобиля и позволяет дизайнерам придумывать интересные формы кузова. Список машин, в которых алюминиевые детали составляют не менее 60% массы кузова (не путать с полной массой машины), довольно велик. В первую очередь известны модели Audi A2, A8, R8 и родственная R8 Lamborghini Gallardo.
2. Электроника
Ноутбуки и планшеты также являются основными пользователями алюминиевых сплавов. Для смартфонов также используется алюминий. Производители в 2020 году использовали около 8 тыс. тонн нузкоуглеродистого алюминия и планируют еще больше увеличить его долю в составе своих продуктов, потому что это заметно выделит их на фоне конкурентов.
3. Строительство
Эта отрасль потребляет 25% мировых запасов алюминия — из металла делаются конструкции зданий, окна, двери, листы покрытия крыш. Этот металл позволяет заметно улучшить эксплуатационные свойства выпускаемых изделий в сравнении с аналогами (железо, медь). Кроме того, алюминий — великолепный современный материал, позволяющий создавать яркие дизайнерские решения, воплощать самые смелые идеи инженеров. Высокое сопротивление коррозии многих алюминиевых сплавов дает возможность применять их без дополнительной защиты даже в агрессивных средах. Многие современные здания — офисные башни, концертные залы, торговые центры и другие — обязаны своей привлекательной формой алюминию.
4. Пищепром
Особенно привлекателен алюминий для упаковки продуктов питания и напитков. Та же алюминиевая банка имеет несомненное преимущество в виде большой «коммуникационной области» — места для печати текстов и создания красочных образов. А сам материал благодаря легкости и прочности позволяет сокращать расходы на логистику. Особенно привлекательно выглядит алюминий, произведенный с минимальным углеродным следом. Например, экологически чистая вода марки Legend of Baikal одной из первых в индустрии выпустила свою продукцию в алюминиевых банках. Это позволяет воде сохранять полезные свойства на максимально длительный срок.
Блестящее будущее
Экологичный металл особенно востребован на рынках Европы и США, где осведомленность потребителей о проблемах экологии лучше, а регулирование в этой сфере более жесткое. Благодаря ужесточению законодательства в основных странах-производителях алюминия, таких как Китай, «зеленая» тенденция будет быстро распространяться по всему миру.Потенциальные выгоды использования материала будут побуждать производителей алюминия изменять, переосмысливать, реорганизовывать потребление энергии — и снижать углеродный след от своей деятельности.
Ожидается, что совокупный среднегодовой темп роста производства алюминия будет расти примерно на 4% в год в течение следующих пяти лет. Группа производителей и потребителей алюминия под эгидой Aluminium Stewardship Initiative (ASI) запустила схему добровольной сертификации производителей металла. Участники организации решились снизить выбросы CO2 с 11,5 тонны до 3-4 тонн на каждую тонну произведенного первично металла. Объединение является неправительственным, но в нем уже состоит 55 членов, которые будут контролировать производство алюминия.
Каждый из нас, выбирая сегодня продукты и напитки в упаковке из низкоуглеродного алюминия может внести свой вклад в сохранение экологической чистоты нашей планеты.
Ссылка на источник: Платформа+1