В последние годы наблюдается бум социально ответственного инвестирования во всём мире. Так, в 2015 году в фонды, которые придерживаются принципов устойчивых инвестиций, пришло менее 5 млрд долларов, а в 2020-м – уже более 50 млрд долларов. Почему так происходит – объясняет генеральный директор инвестиционной компании «Диалот» Егор Диашов.
– Рост социально ответственного инвестирования во многом объясняется ценностями нового поколения, которое обеспокоено глобальными проблемами, в том числе изменениями климата. Этическая сторона бизнеса давно волновала людей, однако его сознательное ведение лишь недавно стало мировым трендом. Это связано с появлением принципов устойчивого развития (ESG), которые сейчас стремится поддерживать мировой, в том числе российский, бизнес. Основой повестки ESG являются 17 целей устойчивого развития, сформулированные Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году. Среди них и такие, как:
– снижение неравенства; – достойная работа и экономический рост; – качественное образование; – индустриализация и инновации; – глобальные партнёрства в интересах развития и др.
То есть сознательность бизнеса и внимание к решению совместных проблем должны были бы привести к единству в мире, где все люди равны, живут в растущем обществе и открыто взаимодействуют друг с другом. Однако в последние дни мы видим, что многие иностранные компании приняли решение прекратить свою деятельность в России.
Среди них – производители продуктов питания, одежды и оборудования, рестораны, автопроизводители и многие другие. Иностранные предприятия нацелены на опустошение тех сфер, которые связаны с обычным российским потребителем. Мы привыкли, что решения в сфере бизнеса основаны в первую очередь на экономике и выгоде, но в основе страте гии устойчивого развития и повестки ESG лежит другой важнейший фактор – это польза для мира, общества и людей. В свете этого мы видим, что действия упомянутых компаний основаны на чёмто другом – с точки зрения экономики это несёт большие потери, связанные с закрытием бизнеса, и обнуляет все произведённые инвестиции, стратегически это также нецелесообразно, так как уйти с рынка легко, а занять достойное место «с нуля» очень трудно.
Соответствие повестке ESG также не просматривается. Русским человеком такие решения воспринимаются как агрессия, месть, желание сделать больно обычному человеку и, что самое неприятное, сегрегация по национальному признаку. Это всё чрезвычайно далеко от принципов ESG и ставит их декларирование западными компаниями под вопрос. Более того, это ставит под сомнение принципы устойчивого развития, так как изначально позиционировалось, что ESG – инструмент для объединения стран и людей, что это общее дело, общая ответственность, которая позволит сделать мир лучше.
На деле же мы видим, что ESG выступает как инструмент управления, где формально декларируются красивые смыслы, а фактически нарушаются даже этические принципы. Начиная с намеренного ухудшения уровня жизни людей в России, заканчивая, например, невозможностью российских паралимпийцев участвовать в Олимпиаде, хотя это не политики, а спортсмены, не просто отдавшие жизнь тренировкам, а видящие смысл жизни в преодолении ограничений. Русский человек прямой и нетолерантный к такого рода искажениям, поэтому есть сомнения, что в России бизнес теперь будет следовать принципам ESG осознанно, а подражание не имеет никакого смысла.
Однако этичность и ответственность бизнеса для России по-настоящему являются ценностью и насущной потребностью. И ему нужны ориентиры в этой сфере. Поэтому я считаю, что сегодня необходимо начать работу по созданию национального стандарта ответственного ведения бизнеса, направленного на пользу для экологии, на социальную ответственность и этику. В качестве главной ценности здесь необходимо принять благополучие человека. Это должно стать основным ориентиром! А уже на базе этой главенствующей парадигмы можно и нужно формировать цели устойчивого развития. Они могут быть теми, к которым мы уже привыкли, либо изменены или дополнены.
Что же такое благополучие человека? По моему мнению, это понятие стоит рассматривать как целостное, взаимосвязанное и общемировое явление. Все люди в мире равны. И действия кого-то одного во вред другому вредят миру в целом и в конечном итоге инициатору. Этот ценностный подход должен быть базовым, его необходимо сформулировать и подробно прописать с привлечением широкого круга общественности, бизнеса и власти, так как реализовывать его мы будем вместе. Также необходимо детально прописать стандарт принятия решений и ведения деятельности в соответствии с ценностями и нашими национальными принципами, чтобы каждый руководитель, чиновник, собственник бизнеса мог сверять свои подходы и понимать, придерживается ли он общих принципов или сознательно от них отходит. Я считаю, что создание такого вдохновляющего документа может привести российский бизнес к существенным позитивным изменениям.
Во-первых, действия отечественного бизнес-сообщества будут основаны на принципах, которые родились внутри России, а не заимствованы из других стран, это даст стимул жить по ним, а не подражать.
Во-вторых, это будет основой для объединения людей, бизнеса и власти.
В-третьих, уйдут двойные стандарты и искажение, вместо них появятся русская прямота и ясность. Если в своих действиях исходить из благополучия людей как основной ценности, то люди действительно будут жить лучше, а те, кто этому способствует, будут чувствовать себя частью большого и доброго мира! Такая идеология откроет новые возможности для кооперации и для экономического роста и процветания России!