Роль медиа в достижении устойчивого развития невозможно переоценить. СМИ играют, если не главную, то одну из первостепенных ролей в общей системе координат ESG-повестки. Именно СМИ может дать нам ощущение как важности, так и незначительности принципов устойчивого развития для нашего общества, бизнеса и государства.
Да, именно в такой последовательности я расставила приоритеты. Прежде всего, устойчивое развитие должно стать глобальным запросом общества, потребителей и граждан с активной жизненной позицией. Потом в диалог вступает бизнес, понимая, что зарабатывать деньги сегодня можно лишь в «оглядке» на будущие поколения и заботу об окружающей среде в широком ее проявлении. А затем уже государственные институты доработают систему регулирования таким образом, что работать, не соблюдая принципы ESG, будет просто невозможно.
Редакция National Business Северо-Запад совместно с агентством по управлению репутацией в сфере устойчивого развития ESG Media открывает рубрику «Устойчивое развитие» в журнале. Руководители нового поколения все более осознанно понимают, насколько велик вклад бизнеса в решение социальных и экологических вопросов, и мы как средство массовой информации становимся надежным партнером, который не просто поддерживает ответственный бизнес, но и готов подсвечивать реальные инициативы компаний и лидеров ESG-трансформации.
Наша общая цель – сделать информацию про устойчивое развитие и ESG доступной и понятной каждому человеку, руководителю, предпринимателю, гос. деятелю.
Помимо публикаций с мнениями экспертов и аналитики по этой теме, мы продолжим проводить регулярные деловые мероприятия, став профессиональной диалоговой площадкой в сфере ESG и устойчивого развития.
Также с этого года журнал National Business Северо-Запад становится соучредителем бизнес-премии «Хедлайнеры ESG-принципов», которая уже второй раз пройдет в Петербурге 29 февраля 2024 г. В прошлом году на премию было подано более 100 заявок из разных сфер бизнеса и регионов. Премия – это всегда отличная возможность для всех руководителей нового поколения заявить о себе через призму своих социально-ответственных и экологических инициатив, чтобы своим примером менять культуру ведения бизнеса. Важной отличительной чертой нашей премии является то, что мы награждаем людей, а не компании, потому что за каждым проектом стоит человек, и именно люди меняют мир.
В этом номере мы посчитали важным показать не только актуальность повестки ESG для российского бизнеса, но и ее многогранность. Поэтому обратились с вопросом, почему ESG – повестка актуальна для российского бизнеса сегодня, к экспертам из разных сфер экономики.
Виктор Четвериков, Эксперт в повестке устойчивого развития, Член экспертного совета по общественному заверению нефинансовой отчетности РСПП:
«Актуальность повестки устойчивого развития и трансформации с учетом ESG показателей остается для бизнеса актуальной. Это происходит по нескольким причинам.
Во-первых, в силу регулятивного давления, которое происходит по мере формирования нормативной базы и требованиям к раскрытию информации, а также постепенному переходу к нефинансовой и углеродной отчетности.
Второй причиной является развитие добровольных и отраслевых стандартов, которые оказывают влияние на бизнес. Сюда же можно отнести конкретные требования крупных компаний к поставщикам и подрядчикам для формирования устойчивых цепочек поставок. Также, не остаются в стороне и банки, которые при реализации политик ответственного финансирования оценивают отдельные или комплексные показатели ESG у заемщиков. И, пожалуй третьей причиной можно назвать более осознанное отношение самих предпринимателей и владельцев бизнеса, которые рассматривают достижение отдельных» целевых показателей как вклад в развитие устойчивой повестки. Если же говорить о самих аспектах ESG, то следует отметить, что наибольший вес сейчас смещен в сторону социальных аспектов, но не в ущерб экологическим и управленческим».
Игорь Муравьев, Исполнительный директор ЛОТПП:
«Сегодня во всем мире, в том числе и в нашей стране, идет процесс суверенизации ESG-повестки. Это закономерно. В нашей стране регионы отличаются друг от друга по актуальности тех или иных факторов, и сейчас очень важно, чтобы в конкретном регионе были свои критерии и параметры ESG-повестки.
Для Ленинградской области актуальна экологическая тематика и социальная поддержка тех или иных сообществ. Это связано с развитием промышленных производств, портовой инфраструктуры в регионе. Необходимость соответствия строгим жестким экологическим требованиям и обеспечению комфортной среды для работы и проживания своих сотрудников не будет идти вразрез между развитием суверенной экономики и суверенной ESG-повестки».
Благов Ю.Е., Директор центра корпоративной социальной ответственности, Высшая школа менеджмента СПбГУ рассказал, как он оценивает актуальность ESG-повестки российского бизнеса сегодня?
«Ажиотаж, с которым ассоциировалась ESG-повестка еще 2–3 года назад, остался в прошлом. Ему на смену пришло рациональное восприятие экологических и социальных проблем, характеризующих сегодня среду ведения бизнеса. Мы живем в новой реальности, игнорировать которую невозможно, как бы не менялись текущие акценты ESG-повестки. Представители компаний подчеркивают повышение роли S — социальной составляющей, но она не существует в отрыве от экологии (E). Более того, компании, не уделяющие должного внимания развитию корпоративного управления (G), не способны повысить уровень взаимодействия с заинтересованными сторонами, ожидания которых и формируют ESG-повестку. Основная задача высшего профессионального образования в области менеджмента состоит сегодня в кропотливом и целенаправленном формировании комплекса компетенций, позволяющих эффективно управлять ответственным бизнесом во всех его проявлениях. И эти компетенции не должны быть жестко привязаны к отдельным дисциплинам и специализированным программам в областях ESG и устойчивого развития. Компетенции, востребованные ESG-повесткой, должны формироваться через всю систему подготовки, не оставляя места для обучения «обычному» бизнесу, оторванному от реальности».