Сокращение выбросов к 2050 году на 60% от уровня 2019 года потребует 102,7 трлн руб., говорится в отчете «ESG и декарбонизация» «ВТБ Капитала». Но эта оценка, как отмечают аналитики, в целом соответствует стратегии Минэкономразвития, предполагающей выделение на эти цели 88,8 трлн руб.
Какие последствия у борьбы с выбросами
Самым дорогим для декарбонизации сектором, по оценке аналитиков, остается транспорт, далее идут цементная промышленность, производство железной руды и стали. К наименее капиталоемким с точки зрения декарбонизации аналитики относят отрасль утилизации отходов, электроэнергетику и проекты в сфере лесного хозяйства. В совокупности с проектами, где можно снизить выбросы метана, на эти отрасли приходится 59% от общего объема выбросов в России.
Но борьба с выбросами приведет к росту цен для конечных потребителей на продукцию внутри России, предупреждают эксперты. К 2050 году он составит в среднем 8%, сильнее всего подорожает электроэнергия, цены на которую для покрытия инвестиций должны будут вырасти на 28%. В то же время последствия инвестиций в снижение выбросов метана в нефтегазовой и угольной отраслях с точки зрения цен для конечного потребителя будут незначительны. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин заметил, что рост цен на электроэнергию на 28% в течение 30 лет в сопоставимых ценах — это «неприятное допущение». Однако сказать, что это приведет к замедлению экономического роста, нельзя, добавил он. По его мнению, оборудование для декарбонизации, производимое в России, может давать дополнительные стимулы развития экономики, а инвестиции в подобные проекты при должной поддержке государства могут приводить к снижению налоговой нагрузки на предприятия, занятые модернизацией.
1 ноября 2021 года правительство утвердило Стратегию социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. В рамках целевого сценария предполагается, что к 2050 году парниковые выбросы будут сокращены на 60% от уровня 2019 года и на 80% от уровня 1990 года, такие показатели можно обеспечить одновременно с ростом экономики. Достичь углеродной нейтральности Россия планирует к 2060 году. План мероприятий по реализации стратегии планируется разработать в течение шести месяцев, сделать это предстоит Министерству экономического развития. Согласно презентации Минэкономразвития к выступлению на 26-й конференции ООН по изменению климата в Глазго (COP26), состоявшейся в начале ноября, инвестиции в снижение выбросов углерода в России на 60% могут составить 88,8 трлн руб. по целевому сценарию.
Хотя система торговли углеродными единицами в России пока не запущена, аналитики отмечают, что закон об ограничении выбросов парниковых газов создает базу для реализации климатических проектов с возможностью их продажи за рубежом, а кроме того, правительство рассматривает варианты запуска ценообразования на углерод внутри страны: сначала — в рамках пилотного проекта на Сахалине. По мнению экспертов «ВТБ Капитала», Россия может сократить выбросы углерода наполовину при цене на углерод всего $30 за тонну. В Европе тонна углерода в целях оценки выбросов сейчас стоит порядка $62 за тонну, а Герман Греф оценивает эффективность климатических проектов в России уже при цене $25 за тонну СО2. По оценке Гришунина, стоимость тонны СО2 в расчетах «ВТБ Капитала» для целей эффективности российских климатических проектов представляется приемлемой и при должном регулировании сбора платы на выбросы и распределении полученных средств на поддержку предприятиям, которые инвестируют в сокращение выбросов, она позволит не нанести вреда экономике и при этом обеспечить искомый уровень снижения выбросов парниковых газов.
Министр экономического развития Максим Решетников считает, что Россия не должна стремиться к углеродной нейтральности любой ценой. «Это дополнительные инвестиции, и любые инвестиции — в конечном счете за них платит потребитель», — заявил чиновник на мероприятии российской делегации в рамках Конференции в Глазго.
Тем не менее итоги Конференции ООН, по мнению аналитиков, указывают на то, что мир находится на пути глубокой декарбонизации. Согласно их подсчетам, России потребуется потратить к 2060 году 479,8 трлн руб., чтобы добиться полной декарбонизации экономики (снижения выбросов парниковых газов до нуля, без учета поглощающей способности лесов. — РБК). Почти треть этой суммы, 145,4 трлн руб., составляют инвестиции в транспорт, основная часть которых — расходы на замену традиционных автомобилей c двигателями внутреннего сгорания на электромобили, отмечают аналитики. По оценкам аналитиков, полная декарбонизация приведет к росту цен для конечных потребителей на продукцию внутри России в среднем на 12%.
Что касается промышленности, то декарбонизация окажет существенное давление на свободные денежные потоки компаний. Необходимый годовой бюджет декарбонизации превышает EBITDA компаний во всех секторах, кроме нефтегазового и горно-металлургического.
Похожие оценки ранее приводил и вице-президент «ВЭБ.РФ» Андрей Байда: по его расчетам, полная декарбонизация экономики может стоить России 15 трлн руб. ежегодно вплоть до 2060 года: «Для полной декарбонизации российской экономики при текущем технологическом уровне потребуется в пике до 15 трлн руб. (14–15% нынешнего ВВП страны) ежегодно до 2060 года. В отношении к ВВП это сопоставимо с затратами на сталинскую индустриализацию». Президент и предправления Сбербанка Герман Греф оценил стоимость энергоперехода в России от $0,66 трлн до $1 трлн в течение 40 лет.
Источник: РБК
Фото: Patrick Pleul / dpa / ТАСС