К 2030 году большинство стран, включая Россию только планируют выйти на плато по выбросам парниковых газов. «До 2030 года у нас не будет сокращаться экспорт в валовом и в денежном выражении. Мы понимаем, что до 2030 года, так называемого классического энергоперехода скорее всего не будет». В тоже время, по словам Торосова, после 2030 года энергопереход может развиваться очень стремительно. «Поэтому мы должны заниматься диверсификацией российской экономики, изменением структуры экономики, все оставшееся время. То есть, все инвестиции должны быть направлены на модернизацию российской экономики, подготовку к этому энергопереходу», - сказал он.
В рамках подготовки к энергопереходу Минэк продолжает создавать архитектуру низкоуглеродного развития страны. Это система верификации выбросов парниковых газов, система подтверждения отчётности предприятий, система зеленого финансирования. «Кто должен сдавать отчётность, насколько она должна быть глубока, кто будет ее подтверждать? Мы в течении следующего года сделаем срез и сможем ответить на эти вопросы». По мнению Торосова решение этих вопросов необходимо для выстраивания «клиентского пути» компании по снижению углеродного следа.
«В итоге мы хотим поменять структуру экономики, сделать сдвиг больше в сторону услуг, в том числе финансовых. И это всё заложено в стратегии низкоуглеродного развития — это основной документ. На основе этого документа мы сейчас будем обновлять, и уже начали с транспортной, все отраслевые стратегии», - сказал Торосов.
Говоря в целом о ESG-трансформации бизнеса, Торосов отметил, что популярность ESG в России растет. «Первое, что я хотел сказать - есть бизнес, который нас стимулировал на движение по этому треку. Это вложения в собственный продукт, в имидж. Это возможность завтра получить даже какой - то апсайт, дополнительную прибыль, за счёт того, что будут покупать их продукт, понимая, что он зелёный и что компания социально ответственна». По словам Торосова, в мире и в России меняется менталитет в целом. Не только у крупного, но уже и среднего бизнеса формируется фокус на энергоэффективность.
Он также отметил важную роль публичной нефинансовой отчетности в низкоуглеродном развитии. Соответствующий законопроект, разработанный Минэкономразвития России, находится в Правительстве. «Мы видим, что сейчас уже много компаний собирают и публикуют такую отчетность. Часть бизнеса глубоко вовлечена в ESG-повестку понимая, что профиль деятельности требует, особенно для привлечения средств на международных рынках, торговли за рубежом – участия в ESG-повестке. Это фактически новое конкурентное преимущество на рынке». По словам замминистра, ведомство рассчитывает, что законопроект о публичной нефинансовой отчетности будет принят в следующем году.
Также бизнесу нужны реальные инструменты для привлечения финансирования мероприятий по снижению углеродного следа. Как рассказал Торосов, для этого МЭР разработало и запустило систему зеленого финансирования. «У нас есть инструмент под названием НДТ, наилучшие доступные технологии. В рамках этого инструмента есть меры поддержки зеленого финансирования через Минпромторг. Соединяем эти два понятия через зеленую таксономию и будем поддерживать процентную ставку по проектам, по кредитам, направленным на реализацию таких проектов. И наша цель, чтобы рынок зелёных облигаций до 2030 года составлял 1,5 триллиона рублей. И хотим, чтобы каждый 10 рубль из 100, то есть 10% всех инвестиций в энергопереход были за счет зелёных финансов. Это у нас цель, KPI, который мы поставили. Мы надеемся, что это будет минимум».
Источник: Министерство экономического развития РФ