На площадке Проектного офиса развития Арктики 26 апреля прошло заседание Экспертного совета ПОРА «Развитие арктического туризма. Диверсификация бизнеса промышленных компаний».
В текущих экономических условиях драйверами развития туристической отрасли в Арктике являются крупные компании, уверен координатор экспертного совета ПОРА Александр Воротников. При этом при реализации туристических проектов необходимо продолжать придерживаться принципов ESG. «Азиатские страны, которые могут выступить потенциальными партнерами арктических проектов, исповедуют идеологию ESG точно так же, как страны, которые ввели санкции против России. Для малого бизнеса деятельность крупных компаний в туристической сфере — возможность для роста, он способен диверсифицировать цепочку поставок, в том числе и продуктовых», — поясняет Воротников.
«Основной мотиватор, который остаётся с нами и в условиях ухода из России зарубежных ESG-стандартов, связан с социальными обязательствами компании. S-импакт в международной логике ESG в России развит и назад, очевидно, пути нет: внедрены зеленая и социальная таксономия эмиссии ценных бумаг, обсуждается национальный стандарт устойчивого развития, существует рейтинг устойчивого развития регионов.
Сегодня ключевой интерес компаний, идущих в развитие туризма в Артике — диверсификация занятости в регионе в интересах стабилизации социального климата — от трудоустройства работников при закрытии предприятия до профилактики оттока молодёжи и создания мультиформатной городской среды в моногородах» — считает эксперт ПОРА Наталия Белякова, старший научный сотрудник Центра территориального развития РАНХиГС.
Якутия имеет большой потенциал для промышленного, экстремального, гастрономического, круизного туризма. Однако пока турпоток оставляет желать лучшего: по официальным данным Территориального органа статистики по Республике Саха (Якутия) турпоток в арктические районы Якутии составляет чуть больше 3 000 человек в год. На территории арктической зоны республики в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства только 10 предпринимателей, ведущих деятельность по предоставлению гостиничных услуг. Однако такие компании, как АЛРОСА, УК «Колмар», «Алмазы Анабара» активно участвуют в проектах по развитию туризма, рассказал Максим Карбушев, и.о. министра предпринимательства, торговли и туризма Якутии.
«В 2021 году больше 486 тысяч человек посетили регион – больше, чем до пандемии.
Это абсолютный рекорд», — отметила генеральный директор Корпорации развития Мурманской области Светлана Панфилова, — «При интенсивно растущем турпотоке необходимо создавать качественную инфраструктуру, и регион поддерживает инвестпроекты, создающие достойный туристический сервис. С помощью «арктических преференций» в Мурманской области реализуется 51 проект в сфере туризма. Это треть от всех проектов резидентов Арктической зоны России».
Однако, развивая арктический туризм, необходимо задумываться и об отдаленных последствиях и соблюдать баланс, предостерегает советник руководителя Кольского научного центра РАН Владимир Маслобоев. «Без проведения предварительных научно-исследовательских работ по определению экологической емкости территорий, строгого регулирования количества туристов, особенно на особо охраняемых природных территориях, арктический туризм может за короткий срок превратить регионы Арктики в непригодную для жизни населения арктическую пустыню» — говорит эксперт.