“Мы тут отстали очень сильно”, – в Общественной палате обсудили планы по внедрению электротранспорта в России
2021-08-03 09:58
Российские города задыхаются не только от выбросов промышленных предприятий, но и от последствий использования автотранспорта с двигателями внутреннего сгорания. Автомобили вносят существенный вклад в загрязнение воздуха, в некоторых городах эта цифра доходит до 80%. Чтобы радикально переломить ситуацию, необходимо повсеместно внедрять электротранспорт и пересаживать жителей мегаполисов на транспорт общественный, который тоже должен перестать производить вредные выхлопы. Недавно Минэкономразвития РФ разработало концепцию по внедрению электротранспорта, к 2030 году его доля от общего автопарка должна достичь 10%. По этому поводу 21 июля в Общественной палате прошёл круглый стол, где собрались представители бизнеса, чиновники и общественные деятели, чтобы обсудить ситуацию и выслушать замечания к представленной концепции. От экологов в заседании по видеосвязи принял участие генеральный директор «Беллоны» Александр Никитин.
Директор департамента секторов экономики Минэкономразвития РФ Максим Колесников проигнорировал мероприятие, попросив своего коллегу Рустама Абульмамбетова коротко рассказать об основных цифрах разработанной концепции. На пока что крошечный рынок электромобилей министерство собирается привлечь 590 млрд. рублей, из которых 500 млрд. – частные инвестиции. И всё это – до 2030 года. Доля потребления электротранспорта должна составить 15% от общего количества автомобилей, то есть автопарк должен составить около 300 000 электромобилей. «К 2025 году предполагаем точку перелома, критическое значение доли электротранспортных средств – 5% от общего объема, рынок начнет развиваться и можно будет уменьшать гос. поддержку», – оптимистично заявил чиновник. И это на фоне амбициозных планов самых известных производителей автопрома к 2030 году полностью отказаться от выпуска новых моделей с двигателями внутреннего сгорания.
В этих условиях министерство планирует стимулировать потребление электромобилей с помощью скидок до 25% на автомобили стоимостью до 2,5 млн. рублей к 2025 году. Ещё обещают льготное автокредитование и лизинг. К 2024 году министерство планирует выделить 9 миллиардов рублей на софинансирование зарядных станций, 60% – на производство и 30% – на технические компоненты. «На 10 электромобилей нужно будет иметь одну зарядную станцию», – пояснил чиновник. Обещают 28 000 быстрых зарядных станций по всей стране.
Председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ, модератор круглого стола Елена Шаройкина была расстроена отсутствием на заседании Максима Колесникова, но ещё больше её возмутило, что во время выступления его коллеги ни слова не было сказано об утилизации литий-ионных батарей, не было и речи о нагрузке на сети при увеличении количества электромобилей, не просчитан углеродный след, чей шлейф будет тянуться к станциям выработки энергии. П редседатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева согласилась с ведущей круглого стола: «Мы должны рассматривать полный цикл жизнедеятельности электромобилей». Эксперт рассказала, что на современные литий-ионные аккумуляторы распространяется гарантия производителя, компании обещают от 8 до 10 лет безопасной эксплуатации. За этот срок теряется примерно до 25% емкости. При замене батареи старую можно будет начать использовать в домохозяйстве. Гордеева считает, что гражданам надо рассказывать об этом и таким образом популяризировать электротранспорт.
Эксперт не услышала из доклада Абульмамбетова сведений о компонентной базе для машин и зарядных станций. «Если мы собрали контролер из китайских компонентов – это российский контролер?», – задаётся вопросом Гордеева, потому что статус устройства будет влиять на его конечную стоимость. Зная любовь нашего правительства к протекционистским мерам в условиях санкций, потенциальные игроки рынка могут испугаться, не понимая «правил игры». При этом Гордеева напомнила, что в конце нынешнего года в России возвращается пошлина на ввоз электромобилей. «Минпромторг не слышит представителей рынка», – сокрушается эксперт.
Директор Международного фонда технологического развития в Международном банке экономического развития Вадим Куликов решил отрезвить некоторых участников заседания. «К 2030 году имея двигатель внутреннего сгорания, в большинство стран Европы мы не заедем», – заявил банкир. Он попросил не препятствовать частному бизнесу в создании зарядной инфраструктуры для электромобилей. Также он считает странным, что российские автозаправки до сих пор не устанавливают у себя зарядные станции, прогнозируя, что в ближайшем будущем существенная доля автотранспорта будет ездить на аккумуляторах и водородном топливе.
Куликов затронул и тему речного транспорта. По его мнению Россия может стать одним из лидеров по электрофикации пассажирских судов. «Создан фонд международного развития, 200 миллионов евро. Мы финансируем проекты, когда нам нужна конкретная технология для конкретного проекта», – пояснил банкир, призвав обратить внимание государства на развитие этого сектора.
Следующим выступил генеральный директор «Беллоны» Александр Никитин. Он попросил всех участников процесса формирования рынка электромобилей в России обратить особое внимание на методы утилизации компонентов для электротранспорта. Также он напомнил, что главным фактором загрязнения воздуха в мегаполисах является автотранспорт и рассказал об опыте Норвегии. «Это одна из самых продвинутых стран в плане электромобильности. Мы хотим (Россия – прим. «Беллоны») к 2024 году – 10 000 зарядок. В Норвегии на 5 миллионов населения – 20 000 зарядок. Мы тут отстали очень сильно», – пояснил эколог.
«Президент «Беллоны» (Фредерик Хауге – прим. «Беллоны») 20 лет назад катался на электромобиле и все показывали на него пальцем. А сейчас – 70 000 электромобилей на 500 000 жителей Осло – это путь, который они прошли», – пояснил Никитин. И это был «путь кнута и пряника». Государство создало максимум условий для развития рынка: убрало пошлины, налоги, в городах появились выделенные полосы и зарядные станции. Но как только были достигнуты определённые цифры, стали возвращаться налоги и ужесточаться правила, что на взгляд Никитина совершенно нормально. Эколог призвал определиться с тем, что хочет российское правительство. Стимулировать отечественного производителя или выполнить задачу по увеличению общего количества электромобилей в стране. «Это две разные задачи», – пояснил эксперт, сомневаясь в том, что России надо идти своим путем и с нуля создавать рынок и компоненты для электромобилей. «Кто будет покупать электромобиль, сделанный на ВАЗ?», – шутливо заметил эксперт. По его мнению не стоит изобретать велосипед, надо стимулировать конкуренцию.
Принятая Минэкономразвития концепция его не убедила. «Это не тот документ, который бы дал нам реальный результат. Концепция сделана, чтобы поддержать моду на экологичные технологии. Я не вижу в нём намека на прогресс», – заключил Никитин, добавив, что увеличение количества электромобилей скорей всего не слишком сильно повлияет на уменьшение углеродного следа, скорее – очистит воздух в российских городах, но не более.
Начальник отдела маркетинга отраслевого интегратора в области систем накопления электроэнергии ООО «РЭНЕРА» (входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ» – прим. «Беллоны») Наталья Леонтьева рассказала о планах по производству и переработке литий-ионных аккумуляторов. В настоящее время новосибирское подразделение ООО «РЭНЕРА» – единственное в России промышленное производство литированного оксида кобальта (LiCoO2), применяемого в производстве литий-ионных батарей. И в тоже время структура «Росатома» заинтересована в том, чтобы начать принимать отработавшие свой ресурс аккумуляторы и извлекать из них полезные фракции, поэтому представительница РЭНЕРА с оптимизмом смотрит на грядущее формирование рынка электромобилей, компании будет на чём заработать.
Екатерина Демичева, директор по развитию АО «Русатом Гринвэй» в свою очередь привела в качестве примера европейский опыт, где были выпущены ясные директивы о том, как нужно обращаться с батареями, извлекаемыми из электромобилей. «У них есть огромное количество предприятий, которые перерабатывают не только батарейки, они перерабатывают системы накопления энергии», – пояснила Демичева, сообщив о строительстве аналогичного производства в городе Дзержинск Нижегородской области, где планируют перерабатывать аккумуляторы электротранспорта, железнодорожного транспорта и мобильных устройств.
Менделеева выступил с темой «Рециклинг как мировой тренд». Эксперт констатирует, что сегодня во всем прогрессивном мире есть понимание того, что вторичные ресурсы полезны для экономики. Речь идёт о тяжёлых металлах, пластике, кислотах и щелочах. Все это можно возвращать в оборот. Сахаров считает, что в 21 веке недопустимо выбрасывать аккумуляторы на свалки. «В Голландии 100 процентов всех аккумуляторов от телефонов перерабатывается и используется для производства новых», – эксперт считает, что Россия должна пойти по пути просвещения населения в вопросах экологии и вкладываться в разработку новых типов источников тока.
«Нужна сильная пиар кампания», – продолжает руководитель проекта “Энергия Москвы» в департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Александра Шумская, соглашаясь с предыдущим докладчиком. Она рассказала о том, что в Москве создана сеть бесплатных парковок для электромобилей с бесплатными зарядными станциями. Если на такую парковку заедет автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, соответствующая служба его эвакуирует, освободив место более экологичному транспорту.
В рамках концепции Минэкономразвития в качестве пилотного проекта будет создана сеть заправок для электромобилей на поясе Калининград-Москва-Нижний Новгород-Казань-Крым. Заместитель министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Ольга Белянина рассказала о том, что местные зарядные станции смогут получать энергию из планируемой к строительству в будущем нижегородской АЭС. Власти Нижнего Новгорода планируют внедрять электротранспорт в ближайшее время. «Порядка пяти процентов автопарка такси (обещается – прим. «Беллоны»). Нижний будет первым после Москвы, где запустят электробус», – сообщила Белянина. При этом в области отсутствуют мощности по утилизации и проработке аккумуляторов.
Далее подключился Санкт-Петербург. Начальник отдела перспективного развития Андрей Уланов из СПб ГУП “Горэлектротранс» рассказал о том, что его структура изучала опыт западных коллег в тех городах, где есть троллейбусная сеть. Показав слайды с различными цифрами и фотографиями электробусов, он рассказал о том, что ночная зарядка 100 таких транспортных средств требует 22 мегаватта, так что российским городам, мечтающим об электробусах, нужно готовиться к тому, что их придется обеспечить достаточным количеством электричества, не перегрузив при этом городские сети.
У мэра следующего города – амбициозные планы. Сергей Воропанов планирует к 2030 году сделать Вологду самым экологичным городом в стране. «80 процентов загрязнения воздуха – транспорт. Мы создали проектный офис по развитию транспорта электрического. Обнулили транспортный налог для личного электротранспорта. У нас создано уже восемь бесплатных электрических станций», – поделился новостями Воронов. Он также рассказал о том, что контактная сеть города была приватизирована. Командой мэра она была возвращена в муниципальную собственность. Воронов уверен в том, что в Вологде перевозить пассажиров должен троллейбус, если речь идёт об экологически чистом транспорте. «Нам говорили, что троллейбус – средство передвижения прошлого, нет – за этим будущее», – сообщил Воронов и с сожалением констатировал, что Минэкономразвития не включили его область в пилотные проекты по электрификации. «Зеленый мэр» предложил ряд шагов, которые могут ускорить внедрение электротранспорта. Среди прочего: стимулирование владельцев автозаправок по установке зарядных станций, перенос утилизационного сбора на 2024 год, введение налоговых вычетов для организаций, создающих электрозаправки, создание профильных лизинговых программ в сфере ЖКХ, отмена транспортного налога, обнуление лицензии для электротакси. По мнению мэра необходимо внести поправки в градостроительный кодекс, чтобы застройщики возводили новые районы и обеспечивали их жителей станциями зарядки.
Далее выступил руководитель службы электрифицированных автомобилей ПАО «КАМАЗ» Александр Климов. Отечественный производитель заинтересован в реализации концепции, но считает, что необходима поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в части систем накопления энергии. «В производстве таких систем мир давно ушёл вперед, а у нас с этим проблемы», – констатировал Климов, призвав использовать опыт Китая, где копируются технологии и привлекаются западные специалисты. «И с производством электрохимии у нас все плохо. Наши транспортные средства всегда будут дороже китайских, потому что «электрохимия» идет из Юго-Восточной Азии», – поэтому КАМАЗу интересна поддержка соотечественников из РЭНЕРы, чья представительница выступала ранее.
Директор по устойчивому развитию и работе с государственными органами Скания-Русь Вахтанг Парцвания решил ответить на вопрос о том, что лучше – поддерживать рынок или локального производителя. По его мнению опыт Европы показывает, что там прежде всего стимулируют спрос и конкуренцию, позволяя гражданам решать, какой транспорт они хотят приобрести. «Если сегодня Россия отправит в Германию свой электромобиль, то любой Европеец сможет получить на него субсидию», – заявляет Парцвания, добавляя: «Когда конкуренции нет, то и драйва нет».
Директор «Беллоны» Александр Никитин подвел итоги заседания, попросив чиновников определиться с тем, как они будут внедрять электротранспорт. И напомнил им историю о создании ВАЗа в советское время, когда итальянцы из FIAT, подобно талантливым архитекторам, строившим при Петре Петербург, вновь пришли на помощь нашей стране. Тогда была создана марка Лада, до сих пор присутствующая на рынке. По мнению Никитина можно и в этот раз купить уже готовые технологии и начать выпускать достойную продукцию на отечественном рынке, стимулируя граждан переходить на электротранспорт.
Так или иначе «Беллона» убеждена в том, что если российские чиновники хотят улучшить ситуацию с воздухом в городах, то им нужно не только выработать четкую концепцию по переходу на электромобили, но и поменять ментальность граждан, создавая удобный экологичный общественный транспорт и формируя культуру отказа от личного авто в эпоху, когда человечеству необходимо уменьшить аппетиты и больше использовать то, что можно использовать совместно с другими. «Беллона» продолжит делиться опытом с российскими коллегами и поддерживать переход на новые экологичные виды транспорта в России.