Инклюзивный проект Everland провёл исследование невизуальной доступности востребованных онлайн-ресурсов 36 компаний и оценил, насколько они адаптированы для людей с нарушением зрения и моторики. Всего в ходе исследования было протестировано 90 платформ (сайтов и мобильных приложений) из 6 сфер: ретейл, банки, телеком, путешествия, маркетплейсы и обучение. В тестировании приняли участие веб-разработчики и тестировщики с инвалидностью по зрению, прошедшие специальную подготовку на платформе Everland. Исследование проводилось в период с августа по ноябрь 2023 года.
Согласно данным Федерального реестра инвалидов в 2022 году в России насчитывалось около 300 тысяч человек с инвалидностью по зрению. Согласно независимому исследованию аналитического бюро GxP News людей с нарушением зрения в стране может быть почти 6 млн, а к 2025 году их число может вырасти до 6,2 млн человек. Это большое количество людей, которые хотят и имеют право учиться, работать, путешествовать, делать покупки и пользоваться услугами, которые необходимы для комфортной жизни.
Доступность онлайн-ресурса означает, что человек с определённым ограничением здоровья может воспользоваться им самостоятельно, без посторонней помощи. Для незрячих людей сайт или мобильное приложение доступны, если они адаптированы для программ экранного доступа — скринридеров, которые озвучивают все элементы и текст на экране. Для людей с нарушением моторики — это возможность управлять платформой с помощью клавиатуры.
Для тестирования в рамках исследования были выбраны 6 сфер: ретейл, банки, телеком, путешествия, маркетплейсы и обучение. В каждой из них на основе опроса незрячих участников сообщества Everland были определены самые востребованные бренды, для которых была протестирована доступность сайтов и мобильных приложений на базе iOS и/или Android. В банковской сфере вместо приложений для iOS тестировались веб-версии сайтов.
Результаты исследования показали, что общий уровень доступности онлайн-платформ средний, ни один сервис не набрал максимальный балл, самыми доступными оказались ресурсы маркетплейсов и банков, наименее адаптированными признаны платформы из сферы «Путешествия», а самые частые ошибки — незакодированные элементы сайта, некликабельные ссылки, сокращённое время для ввода СМС-кода, а также неудобная разметка страниц.
«Первое исследование невизуальной доступности онлайн-ресурсов мы провели 3 года назад и, сравнивая его результаты с итогами нынешней оценки, можем отметить, что ситуация в целом стала несколько лучше. Нет ресурсов, которые были бы абсолютно недоступны, общая доступность остаётся средней. Чтобы реализовать базовую доступность для пользователей с особенностями здоровья, достаточно следовать стандартам и рекомендациям, таким какWCAG 2.2 и WAI-ARIA, HTML, CSS, SVG, ECMAScript (для веб-разработки) и др. Важно помнить, что универсальный дизайн услуг и сервисов нужен не только людям с инвалидностью, но и каждому из нас, кто может столкнуться с временными или постоянными проблемами со здоровьем», — говорит Елена Мартынова, сооснователь инклюзивного проекта Everland.
«Открыто для всех»— это программа вовлечения бизнеса, негосударственного сектора в создание доступной среды, товаров, сервисов, услуг для людей с инвалидностью, которая реализуется в рамках Национальной социальной инициативы АСИ. На сегодняшний день проект включает более 1000 участников, которые готовы улучшать жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья.