Санкции не привели к спаду в малом и среднем предпринимательстве благодаря совместным усилиям и быстрому принятию решений
«Введение беспрецедентных санкций было сделано в отношении нашей страны, и то, что бизнес, правительство, общество выступили таким единым штабом и по предложению бизнеса были приняты беспрецедентные меры в финансовой сфере, в налоговой сфере, в потребительском рынке, в сфере административной ответственности, внешнеэкономической деятельности, в системе закупок, привело к тому, что такого большого спада, во всяком случае, в малом бизнесе не произошло. Иногда законы принимались за четыре дня, за что отдельное спасибо и правительству, и, конечно, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации», — президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин.
«Мы видим, что средний чек в малом бизнесе, если сравнивать начало февраля и начало июня, вырос на 12%. Да, мы понимаем, что это коррелирует примерно с инфляцией, которая годовая оценивается сейчас в 17%, но тем не менее, значит, такого спада, на который некоторые экономисты, особенно в недружественных странах, рассчитывали, который прогнозировали, его не случилось. Залог этого — постоянная обратная связь, смелость в принимаемых решениях и работа одной командой и власти, и институтов развития, законодателей и, естественно, бизнес-объединений», — президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин.
ПРОБЛЕМЫ
Разрозненность в регионах
«Я хотел бы обратить внимание, что… государственная задача — следить за тем, чтобы меры поддержки для малых предприятий, да и, собственно, для всех отраслей, для крупных тоже, были во всех регионах сопоставимы. Хотя бы сопоставимы, если не одинаковы. Потому что у нас какая бывает ситуация: мы на федеральном уровне приняли меру поддержки по системообразующим предприятиям, по малому бизнесу. Да, это очень важно. Потом богатые регионы дополнительно дают свои субсидии, свои какие-то меры поддержки своим региональным предприятиям. Да, это очень хорошо, но что делать тем регионам, которые не могут из-за своих бюджетных ограничений это сделать? И получается опять, что развиваются те регионы, которые могут себе позволить поддерживать свои предприятия», —заместитель председателя Совета Федерации Российской Федерации Николай Журавлев.
«Мы говорим про промышленность с точки зрения того, что нужно проекты поддерживать, но самое сложное эти проекты найти, структурировать и дать им финансовое плечо», — генеральный директор, председатель правления АО «Корпорация «МСП» Александр Исаевич.
«Многие проверки, с учетом того, что людям надо чем-то заниматься, ушли в бюджетную отрасль. Бюджетникам тоже сложно, бюджетным предприятиям, поэтому здесь надо и на уровне регионов контролировать, чтобы усилия надзорные и проверочные не ушли в другие отрасли, которые не заслуживают того, чтобы их сейчас тоже с утра до вечера проверять. Такую же работу, как федеральный мораторий на проверки, конечно, должны в рамках своих полномочий провести и губернаторы тоже», — заместитель председателя Совета Федерации Российской Федерации Николай Журавлев.
Несогласованная работа отраслевыми министерствами и госкорпорациями
«Еще один момент скажу, который меня тревожит, это то, как сейчас госкорпорации рассчитываются с малым бизнесом. Правительство говорит одно, значит, ставит аванс в 50%, ставит задачи расчетов — по нескольку месяцев не рассчитываются. При этом держат деньги на депозитах в дорогих банках. Ну мы сами создаем кризис на ровном месте», — президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин.
РЕШЕНИЯ
Включение в работу отраслевых министерств и устранение административных барьеров
«Отраслевые министерства, используя нормативную базу, которая была создана в 2008 году, нужно включить в приоритизацию развития малого бизнеса в их отраслях, чтобы у них появились соответствующие программы или хотя бы понимание. К примеру, что Минтранс считает приоритетным для развития малого бизнеса в транспорте, в логистике, которая сейчас является одним из острейших вопросов в малом бизнесе?» — президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин.
«[Необходимо] расширение фискальных режимов, пересмотр системы дискриминации тарифов в электроэнергетике для малого бизнеса. Также нужно продолжать работу над устранением барьеров, над силовым давлением, продолжать программу образования. И мы считаем, что, объединив усилия, мы можем достичь занятости в малом бизнесе уже не в 30%, а выходить на рубежи 40%», — президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин.
Расширение мер поддержки предпринимательство
«С учетом того, что риски в экономике в силу понятных причин растут, ставки, соответственно, которые должны покрывать эти риски, тоже растут, нам кажется, что поддержка государства, в том числе субсидирование кредитных программ, должна расширяться, в том числе и на новые виды — мезонинное кредитование, краудфандинг и так далее», — заместитель председателя Совета Федерации Российской Федерации Николай Журавлев.
«Давайте расширим сконцентрированную поддержку в рамках нацпроектов и в рамках государственных программ, к примеру, по сельскому хозяйству», — президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин.
«Нам надо думать о налоговых доходах от малого и среднего бизнеса, а не только о том, какие льготы мы ему дадим. Это значит, что мы должны создать такие условия, когда бизнес устойчиво покрывает тот разрыв, который в бюджетных доходах будет год от года возникать вследствие тех процессов, которые идут в мире», — научный руководитель национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», координатор Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Ярослав Кузьминов.
Поддержка со стороны регионов
«Мы считаем, что очень важный и эффективный механизм — это региональные фонды развития промышленности. Льготная ставка, достаточно широкий набор отраслей в них представлен, и мне кажется, что эту программу надо развивать», — заместитель председателя Совета Федерации Российской Федерации Николай Журавлев.
«Первое, для всех предпринимателей, кто работает на упрощенной системе налогообложения и кто переедет работать в Удмуртию [установлена льготная налоговая ставка под] 1% на три года. Это важно. И второе — команда главы, команда Удмуртии, мы сервисная команда. Мы пять лет учились и наконец научились быть не чиновниками, а такими настоящими сервисерами», — глава Удмуртии Александр Бречалов.