«Чтобы отказаться от добычи угля, нам необходимо в первую очередь реализовать программу справедливой трансформации. Чтобы люди имели работу, чтобы те моногорода, которые сейчас на 70% зависят от бюджета и от поступлений от шахт, знали, что им делать, – отметила в своем выступлении народный депутат, член комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Виктория Гриб. – У нас очень много шахт расположены как раз на линии соприкосновения. Если мы просто закроем эти предприятия, линия столкновения может немного приблизиться к нам. Поэтому мой основной месседж сегодня – к решению этой проблемы должен быть комплексный подход».
«Нам необходима стратегия, которая отвечала бы на все ключевые вопросы, а не только замыливала глаза имитацией бурной деятельности», – уточнила она.
При этом народный депутат подчеркнула, что тема угля чрезвычайно актуальна, поскольку угольная генерация сегодня – единственный крупный источник балансирующих мощностей в энергосистеме Украины.«Я призываю здесь думать не только о льготах и дотациях, а вообще о рациональном использовании тех бюджетных статей, которые сегодня направляются на дотации угольных регионов, на зарплаты шахтерам», – уточнила Людмила Буймистер.
Напомним, за последние пять лет добыча угля в Украине снизилась более чем вдвое – до 2,9 млн т в год. За этот же период себестоимость добычи угля выросла с 2068 грн/т до 4000 грн/т. Ежегодно угольная промышленность требует все больше государственных дотаций. Если в 2015 году госбюджет выделял около 1 млрд грн на эти цели, то в 2020 году – уже 5 млрд грн.«Шахтерские города должны иметь какие-то дополнительные преференции. Даже если сейчас это не будет работать так идеально, как хотелось бы. Но это будет точка, от которой мы сможем оттолкнуться и предложить дополнительные, более качественные преференции», – заявил Алексей Устенко, председатель подкомитета по вопросам рентных платежей, экологического налога и налогообложения агропромышленного комплекса комитета Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.
Большинство шахт в Украине государственные – 102. После 2014 года из 148 украинских угольных шахт 95 остались на временно неподконтрольных территориях. Сейчас относительно стабильно работают лишь 33 государственные шахты. Большинство из них нерентабельны.«Главное понять, что делать с людьми, каким образом диверсифицировать экономику в этих моногородах, где люди будут иметь возможность трудоустроиться, и каким образом будут наполняться местные бюджеты», — полагает Виктория Гриб.
Ни государство, ни бизнес сегодня не видят особого экономического смысла инвестировать в угольные предприятия. Международные доноры, дающие деньги на проекты трансформации угольных регионов, не готовы выделять средства исключительно на закрытие шахт.