10 ноября 2023 года на площадке Форума состоялась экспертная сессия «Развитие детского образования как направление КСО программ крупного бизнеса стран БРИКС», организованная Фондом социальных инвестиций. Участие приняли представители крупного и среднего бизнеса, которые активно развивают КСО программы, в том числе программы, направленные на развитие образования на территории их присутствия, а также эксперты в области социальных инвестиций и России, Бразилии и ЮАР.
Сегодня для бизнеса вклад в развитие территорий присутствия является неотъемлемой частью стратегии корпоративной социальной ответственности. В России, как и в странах БРИКС, развитие образования является одним из приоритетов политики КСО и реализуется в различных формах от оказания материальной и содержательной помощи школам до проведения грантовых конкурсов, направленных на социальное проектирование.
«Согласно статистике, 90% крупных компаний как в России, так и за рубежом выбирают сферу образования в качестве социальных инвестиций, при этом 91% компаний оказывает поддержку детям, потому что равный доступ к качественному образованию, а особенно в отношении детского раннего образования благоприятно влияет на общее социально экономическое развитие территории. В России наиболее популярным подходом к развитию образования со стороны крупного бизнеса является создание дополнительных возможностей, работа с узкой темой, например, вклад в развитие физики, химии просветительских проектов в области экологии. А в таких странах как, например, Бразилия или ЮАР, с другой стороны, речь часто идет о вкладе бизнеса в изменение системы образования в целом» – говорит Александра Болдырева, исполнительный директор Ассоциации грантодающих организаций «Форум Доноров».
«Основная задача бизнеса в Бразилии – поддерживать государство во внедрении программ, направленных на развитие общества и образования, увеличивая инновации и эффект предлагаемых программ. До сих пор основная проблема в Бразилии – это низкое качество образования и преподавания в общей системе. И сейчас основной вызов – сделать систему более независимой в разработке, внедрении и оценке качества образовательных программ от вложений крупных компаний» – поделилась Патрисия Мота Гуэдес, руководитель Фонда Itau Сан-Паулу, Бразилия.
В ЮАР образование также остается наиболее поддерживаемым сектором в направлении корпоративных социальных инвестиций: 70-90% компаний поддерживают образование, при этом из этого около 20% бюджета выделяется именно на поддержку раннего детского образования, на программы по повышению общей грамотности, а 40% выделяется на поддержку школьного образования.
«Не смотря на вклад бизнеса в развитие детского образования, общегосударственная система все равно остается на крайне низком уровне: около 81% детей возрастом старше 10 лет не обладают навыком смыслового чтения. Поэтому сейчас бизнес разворачивается в сторону партнерства с государством по внедрению программ по развитию и изменению системы образования в целом» – говорит Кэти Дафф, директор компании Trialogue из Йоханнесбурга, ЮАР.
Как в ЮАР, Бразилии, так и в России, бизнес готов вкладываться в развитие молодежи и в повышение качества образования, в том числе и потому, что видит в подрастающем поколении будущих партнеров или сотрудников. Именно поэтому, например, крупные производственные компании развивают именно те направления образования, которые необходимы ему, а также вкладываются в программы профнавигации и профориентации. Пример ПАО СИБУР, как одного из крупнейших игроков нефтегазохимического сектора, показывает, как компания вкладывается в подготовку кадров, поддерживая развитие естественнонаучного образования на территориях своего присутствия, повышая привлекательности химии как профессии, и создает при этом базу для дальнейшего профориентационного сотрудничества.
«Проекты в области образования являются неотъемлемой частью программы социальных инвестиций СИБУРа. Их главная задача – содействовать формированию кадрового резерва Компании и всей нефтехимической отрасли. К сожалению, на протяжении многих лет интерес к химии и в целом к естественным и точным наукам среди школьников снижался. Поэтому мы как нефтехимическая компания вкладываемся в повышение квалификации учителей, во внедрение новых методик преподавания и мотивации школьников, а также прививаем любовь к предмету у детей через различные просветительские мероприятия» – отметила Елена Снежко, руководитель программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел».
Похожая ситуация обстоит и в ФосАгро, где основная цель программ – подготовка инженерной элиты и обеспечение притока в компанию высокообразованной, мотивированной имеющей хорошую профессиональную подготовку молодежи посредством выстраивания системы постоянного повышения качества образования и целенаправленной профессиональной ориентации, а также дальнейшего сопровождения обучения студентов в ВУЗах.
«Образовательная парадигма «Школа-СУЗ/ВУЗ-Предприятие» ФосАгро реализует с 2013 года. За это время проработана модель полного цикла подготовки и сопровождения специалистов, начиная от школьной скамьи, обучения в колледже, Вузе и до трудоустройства в Компанию. Это комплексная профориентационная программа на всех этапах, чтобы дети становились более замотивированы на выбор технического образования» – рассказала Светлана Клейнер, главный специалист Центра привлечения персонала дирекции по персоналу и социальной политики АО «АПАТИТ» (ПАО «ФосАгро»).
Основным фокусом Росбанка в области развития молодежи является стимулирование предпринимательства и его популяризация в молодежной среде. Так, предлагаемые программы направлены на развитие молодежи именно с точки зрения финансового направления.
«Мы развиваем финансовую грамотность и навыки информационной безопасности среди молодых людей, в том числе студентов. Большое количество программ реализуются нашими сотрудниками в системе корпоративного волонтерства. Для многих это возможность расширить свою экспертизу. В целом, это взаимовыгодный обмен для всех сторон», – заметила Екатерина Молюкова, старший менеджер по устойчивому развитию и корпоративной социальной ответственности Росбанка.
В ходе сессии в том числе обсудили роль медиа в развитии детского образования и их вклад в формирование правильного образа и траектории развития.
«Наша основная задача вовлечь детей в правильное и ценностное информационное поле, и ориентировать их самих на создание положительного импакта. Но ничего не будет так ценно для детей чем то, что они создают сами, поэтому мы создаем медиа проекты не просто для детей, но и вместе с детьми. Характер проектов может быть разный, это и профориентационные проекты и экологические программы. Но наша основная задача направить детей, научить их делать собственный выбор, а не навязывать те решения, которые необходимы другим» – обозначила Марина Богомягкова, генеральный продюсер агентства по управлению репутацией в сфере устойчивого развития ESG Media.
Подхода «сделано детьми для детей» при создании и реализации программ, направленных на развитие подрастающего поколения, придерживаются и в компании ЕВРАЗ.
«Один из главных вызовов для многих регионов – отток талантливой и перспективной молодежи. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы наши проекты и программы в сфере образования позволяли не только повышать уровень подготовки по школьным предметам, но и способствовали созданию привлекательной творческой среды в наших регионах. В рамках флагманского проекта ЕВРАЗа «Люди будущего» мы учим ребят самостоятельно выявлять актуальные проблемы, предлагать решения и брать ответственность за результат. Так формируется мотивация оставаться в своих городах и менять среду вокруг себя к лучшему», – говорит Андрей Клименко, руководитель направления по корпоративной социальной ответственности и связям с органами власти, ЕВРАЗ.
Основным выводом секции стало то, что крупный бизнес как в России, так и за рубежом готов вносить свой вклад в развитие образования. И несмотря на то, что большинство усилий бизнеса мотивированы практическим подходом и личным интересом, невозможно переоценить положительное влияние на повышение качества жизни всех участников программ.
«Благодаря спикерам секции мы также смогли выявить зарождающийся тренд в реализации КСО программ, в том числе программ, направленных на развитие образования. И этот тренд – партнерство. Партнерство государства и бизнеса, партнерство бизнеса и реализация совместных программ на примере ЕВРАЗа и Русала, а также партнерство между бизнесом и благополучателями. Фонд социальных инвестиций вот уже более 10 лет разрабатывает молодежные образовательные программы, руководствуясь тем, что инициативная молодежь готова и может вступать в ответственный диалог и предлагать новые варианты развития будущего. Поэтому медленный, но верный разворот крупного бизнеса в эту сторону, означает что наши усилия начинают приносить те самые позитивные изменения» – поделилась по итогам секции Оксана Анистратенко, исполнительный директор Фонда социальных инвестиций.
Текст предоставлен Фондом социальных инвестиций
Сегодня для бизнеса вклад в развитие территорий присутствия является неотъемлемой частью стратегии корпоративной социальной ответственности. В России, как и в странах БРИКС, развитие образования является одним из приоритетов политики КСО и реализуется в различных формах от оказания материальной и содержательной помощи школам до проведения грантовых конкурсов, направленных на социальное проектирование.
«Согласно статистике, 90% крупных компаний как в России, так и за рубежом выбирают сферу образования в качестве социальных инвестиций, при этом 91% компаний оказывает поддержку детям, потому что равный доступ к качественному образованию, а особенно в отношении детского раннего образования благоприятно влияет на общее социально экономическое развитие территории. В России наиболее популярным подходом к развитию образования со стороны крупного бизнеса является создание дополнительных возможностей, работа с узкой темой, например, вклад в развитие физики, химии просветительских проектов в области экологии. А в таких странах как, например, Бразилия или ЮАР, с другой стороны, речь часто идет о вкладе бизнеса в изменение системы образования в целом» – говорит Александра Болдырева, исполнительный директор Ассоциации грантодающих организаций «Форум Доноров».
«Основная задача бизнеса в Бразилии – поддерживать государство во внедрении программ, направленных на развитие общества и образования, увеличивая инновации и эффект предлагаемых программ. До сих пор основная проблема в Бразилии – это низкое качество образования и преподавания в общей системе. И сейчас основной вызов – сделать систему более независимой в разработке, внедрении и оценке качества образовательных программ от вложений крупных компаний» – поделилась Патрисия Мота Гуэдес, руководитель Фонда Itau Сан-Паулу, Бразилия.
В ЮАР образование также остается наиболее поддерживаемым сектором в направлении корпоративных социальных инвестиций: 70-90% компаний поддерживают образование, при этом из этого около 20% бюджета выделяется именно на поддержку раннего детского образования, на программы по повышению общей грамотности, а 40% выделяется на поддержку школьного образования.
«Не смотря на вклад бизнеса в развитие детского образования, общегосударственная система все равно остается на крайне низком уровне: около 81% детей возрастом старше 10 лет не обладают навыком смыслового чтения. Поэтому сейчас бизнес разворачивается в сторону партнерства с государством по внедрению программ по развитию и изменению системы образования в целом» – говорит Кэти Дафф, директор компании Trialogue из Йоханнесбурга, ЮАР.
Как в ЮАР, Бразилии, так и в России, бизнес готов вкладываться в развитие молодежи и в повышение качества образования, в том числе и потому, что видит в подрастающем поколении будущих партнеров или сотрудников. Именно поэтому, например, крупные производственные компании развивают именно те направления образования, которые необходимы ему, а также вкладываются в программы профнавигации и профориентации. Пример ПАО СИБУР, как одного из крупнейших игроков нефтегазохимического сектора, показывает, как компания вкладывается в подготовку кадров, поддерживая развитие естественнонаучного образования на территориях своего присутствия, повышая привлекательности химии как профессии, и создает при этом базу для дальнейшего профориентационного сотрудничества.
«Проекты в области образования являются неотъемлемой частью программы социальных инвестиций СИБУРа. Их главная задача – содействовать формированию кадрового резерва Компании и всей нефтехимической отрасли. К сожалению, на протяжении многих лет интерес к химии и в целом к естественным и точным наукам среди школьников снижался. Поэтому мы как нефтехимическая компания вкладываемся в повышение квалификации учителей, во внедрение новых методик преподавания и мотивации школьников, а также прививаем любовь к предмету у детей через различные просветительские мероприятия» – отметила Елена Снежко, руководитель программы социальных инвестиций СИБУРа «Формула хороших дел».
Похожая ситуация обстоит и в ФосАгро, где основная цель программ – подготовка инженерной элиты и обеспечение притока в компанию высокообразованной, мотивированной имеющей хорошую профессиональную подготовку молодежи посредством выстраивания системы постоянного повышения качества образования и целенаправленной профессиональной ориентации, а также дальнейшего сопровождения обучения студентов в ВУЗах.
«Образовательная парадигма «Школа-СУЗ/ВУЗ-Предприятие» ФосАгро реализует с 2013 года. За это время проработана модель полного цикла подготовки и сопровождения специалистов, начиная от школьной скамьи, обучения в колледже, Вузе и до трудоустройства в Компанию. Это комплексная профориентационная программа на всех этапах, чтобы дети становились более замотивированы на выбор технического образования» – рассказала Светлана Клейнер, главный специалист Центра привлечения персонала дирекции по персоналу и социальной политики АО «АПАТИТ» (ПАО «ФосАгро»).
Основным фокусом Росбанка в области развития молодежи является стимулирование предпринимательства и его популяризация в молодежной среде. Так, предлагаемые программы направлены на развитие молодежи именно с точки зрения финансового направления.
«Мы развиваем финансовую грамотность и навыки информационной безопасности среди молодых людей, в том числе студентов. Большое количество программ реализуются нашими сотрудниками в системе корпоративного волонтерства. Для многих это возможность расширить свою экспертизу. В целом, это взаимовыгодный обмен для всех сторон», – заметила Екатерина Молюкова, старший менеджер по устойчивому развитию и корпоративной социальной ответственности Росбанка.
В ходе сессии в том числе обсудили роль медиа в развитии детского образования и их вклад в формирование правильного образа и траектории развития.
«Наша основная задача вовлечь детей в правильное и ценностное информационное поле, и ориентировать их самих на создание положительного импакта. Но ничего не будет так ценно для детей чем то, что они создают сами, поэтому мы создаем медиа проекты не просто для детей, но и вместе с детьми. Характер проектов может быть разный, это и профориентационные проекты и экологические программы. Но наша основная задача направить детей, научить их делать собственный выбор, а не навязывать те решения, которые необходимы другим» – обозначила Марина Богомягкова, генеральный продюсер агентства по управлению репутацией в сфере устойчивого развития ESG Media.
Подхода «сделано детьми для детей» при создании и реализации программ, направленных на развитие подрастающего поколения, придерживаются и в компании ЕВРАЗ.
«Один из главных вызовов для многих регионов – отток талантливой и перспективной молодежи. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы наши проекты и программы в сфере образования позволяли не только повышать уровень подготовки по школьным предметам, но и способствовали созданию привлекательной творческой среды в наших регионах. В рамках флагманского проекта ЕВРАЗа «Люди будущего» мы учим ребят самостоятельно выявлять актуальные проблемы, предлагать решения и брать ответственность за результат. Так формируется мотивация оставаться в своих городах и менять среду вокруг себя к лучшему», – говорит Андрей Клименко, руководитель направления по корпоративной социальной ответственности и связям с органами власти, ЕВРАЗ.
Основным выводом секции стало то, что крупный бизнес как в России, так и за рубежом готов вносить свой вклад в развитие образования. И несмотря на то, что большинство усилий бизнеса мотивированы практическим подходом и личным интересом, невозможно переоценить положительное влияние на повышение качества жизни всех участников программ.
«Благодаря спикерам секции мы также смогли выявить зарождающийся тренд в реализации КСО программ, в том числе программ, направленных на развитие образования. И этот тренд – партнерство. Партнерство государства и бизнеса, партнерство бизнеса и реализация совместных программ на примере ЕВРАЗа и Русала, а также партнерство между бизнесом и благополучателями. Фонд социальных инвестиций вот уже более 10 лет разрабатывает молодежные образовательные программы, руководствуясь тем, что инициативная молодежь готова и может вступать в ответственный диалог и предлагать новые варианты развития будущего. Поэтому медленный, но верный разворот крупного бизнеса в эту сторону, означает что наши усилия начинают приносить те самые позитивные изменения» – поделилась по итогам секции Оксана Анистратенко, исполнительный директор Фонда социальных инвестиций.
Текст предоставлен Фондом социальных инвестиций