Новости ESG

Проект «Мир-2042». В каких городах мы будем жить через одно поколение и где такой город существует уже сейчас

PRO Устойчивый бизнес
Мир будущего — это неизбежно мир городов. Население Земли растет, и его концентрация в местах компактного проживания — совершенно естественный тренд, позволяющий обеспечить максимально простой и удобный доступ большинства ко всем благам цивилизации: образованию, медицине, работе, развлечениям. Фантастические романы порой рисуют доведенную до абсолюта картину, где один колоссальный город занимает всю территорию планеты, но остается надеяться, что до такого все же не дойдет и у нас и наших потомков останется возможность насладиться нетронутыми человеком уголками природы. Готовиться к их мирному сосуществованию с мегаполисами, впрочем, надо уже сейчас, ведь пока в наших силах сделать такое соседство естественным и недеструктивным. Тем более образцы подобного подхода, на который имеет смысл равняться и Беларуси, имеются уже сейчас. Обычно, когда речь заходит о «городах будущего» или «умных городах», в топе всегда присутствует Сингапур. На самом деле, это очень показательный пример, демонстрирующий, как при неблагоприятных внешних и внутренних обстоятельствах создать комфортную высокоплотную среду обитания человека. 

Это футурологический проект о том, каким может стать мир.

Год выбран неслучайно: примерно в это время как раз сменится поколение, которое будет отличаться от нашего. К тому же число 42 — сакральное: это ответ на главный вопрос жизни в романе Дугласа «Автостопом по Галактике».

Расскажем, как изменятся основные сферы жизни: города и жилье, транспорт и гаджеты, медицина и природа, будем опираться на факты, теории и гипотезы, а также прогнозы специалистов — минимум фантазии, максимум нескучного реализма.


Точка отсчета

Сингапур — это город-государство, практически все 5,5-миллионное население которого сконцентрировано на одноименном острове, достаточно крупном, но все же не выделяющемся своими размерами. Его длина — около 42 километров, ширина — 23 километра. В состав страны входит и ряд островков поменьше, но особого значения они не имеют. Стратегическое положение в проливе, отделяющем Индонезию от континента и Индийский океан от Южно-Китайского моря, сполна оценили британцы в начале XIX века, которые основали здесь торговую факторию, достаточно быстро выросшую в крупный порт.


Сейчас этот порт по-прежнему является одним из крупнейших в мире, то есть география продолжает работать на благо страны, но одновременно является и существенным ограничивающим фактором. Кроме расположения, других естественных природных ресурсов у Сингапура нет. Более того, он вынужденно существует на крайне ограниченной территории. Единственный способ ее увеличить — отвоевать землю у моря, чем сингапурцы успешно и занимаются. Нынешняя площадь государства уже на четверть искусственная, не так давно она еще была покрыта водой.



Успехи планирования

Обойтись без экскурса в географию было совершенно невозможно: это ключевой стрессовый фактор, во многом определивший вектор, по которому вынужден был развиваться Сингапур. Вторым обстоятельством стало достаточно неожиданное получение полной независимости в середине 1960-х годов. После ухода британской колониальной администрации и исключения из состава Малайзии город оказался один на один с внешним миром. Существовала угроза его поглощения соседними странами, росла безработица, остров заполнялся трущобами, земли не хватало, ситуация с образованием и медициной складывалась печальная.


Про его феноменальное превращение за исторически минимальный период в «азиатского тигра» и роль в этом первого премьер-министра страны Ли Куана Ю написаны десятки книг. В данном случае нас интересует урбанистическая трансформация Сингапура как города, а вот в данном процессе стратегическую роль сыграло четкое, грамотное и долгосрочное градостроительное планирование, важность которого в условиях крайне ограниченных земельных ресурсов была быстро осознана руководством государства.


Уже в 1967-м, всего через два года после обретения независимости, градостроительный департамент Сингапура начал разработку генплана его развития. Важно отметить, что для этого местные чиновники были готовы привлекать международных экспертов и тратить большие по меркам того времени деньги. В конце концов тщательный анализ ситуации в стране и подготовка проекта ее эволюции на 20-летний период растянулись на четыре года. В 1971-м генеральный план развития Сингапура, над которым работали 100 специалистов, включая работников соответствующих организаций ООН, был одобрен. Он обошелся стране в $17 млн — довольно крупную сумму, особенно для города того периода. Однако все, что мы видим в Сингапуре сейчас, — это результат последовательной реализации тех решений, которые лишь подвергались корректировке в соответствии с требованиями времени в 1991, 2001, 2011 и 2021 годах.


«Самыми главными приоритетами для Сингапура как нового независимого государства стало обеспечение его граждан жильем и создание рабочих мест»,  — рассказывал Ху Тен Чи, директор сингапурского Центра городов для жизни — государственной организации, занимающейся проблемами устойчивого развития мегаполисов.


Децентрализация = отсутствие пробок

Уже в плане 1971 года были заложены базовые условия для превращения Сингапура в тот современный мегаполис, который мы знаем сейчас, и каждое десятилетие они последовательно интенсифицировались. Во-первых, это четкое зонирование с децентрализацией и экономия земли. Уже полвека назад эксперты детально просчитали, в каких точках города-государства необходимо разместить те или иные специализированные территории с точки зрения обеспечения максимально эффективных связей между ними.


В итоге на новом месте был размещен аэропорт (тот самый Чанги, в итоге ставший одним из крупнейших авиахабов мира, который регулярно входит в топ лучших в своем роде в мире), определено место для промзоны, якорную роль в которой играет современный нефтехимический комплекс, заложены новые административно-жилые центры. Это позволило избежать концентрации деловой активности в одном условном даунтауне и одновременно ликвидировать угрозы превращения его периферии в исключительно спальные районы. В результате концентрированной маятниковой миграции граждан из мест сна в места приложения труда не происходит, что минимизирует пробки, заторы и положительно сказывается на экологии.


Зеленый свет общественному транспорту

Вторым сингапурским «китом» стало создание эффективной транспортной системы. Все в тех же ранних генпланах была запроектирована очень удобная система скоростных автострад, но при этом обладание автомобилем в Сингапуре стало роскошью. Фактически всякий желающий стать владельцем механической повозки должен был за это удовольствие платить, и платить много.


Именно в Сингапуре внедрили одну из первых в мире систем платного въезда в центральную часть города.


Однако при этой репрессивной по отношению к автолюбителям политике в качестве компенсации в стране функционирует прекрасная система общественного транспорта, включая развитый метрополитен почти по всей территории страны и автобусные линии. Достаточно дешево (в сравнении с другими сингапурскими ценами) и такси. То есть государство активно стимулирует отказ от автомобилей, использование горожанами именно общественного транспорта, велосипедов.


Чем больше зелени, тем лучше

Из-за ограниченной территории Сингапур вынужденно является одним из самых высокоплотных городов мира, но при этом любому приезжающему туда гостю бросается в глаза просто феноменальное количество зелени. Благодаря эффективному зонированию и широкому использованию подземного пространства Сингапуру удалось не просто выделить обширные территории для рекреационных целей. В стране есть даже заповедники, и еще осталось место для ведения сельского хозяйства. Активное, даже агрессивное озеленение — один из краеугольных принципов городской политики. Это приводит к тому, что Сингапур сейчас в лидерах и по вертикальным паркам, когда зелеными становятся даже фасады, не говоря уже про крыши зданий.


«Чистая вода, чистый воздух и зеленая защита — основополагающие принципы городского планирования», — продолжал в интервью CNN Ху Тен Чи, директор Центра городов для жизни.


Энергосбережение и вторичная переработка

Экология, энергосбережение, бережное расходование, экономия воды, вторичное использование ресурсов также занимают важное место в базовых принципах городской жизни. Во многом это вынужденная мера, связанная с отсутствием достаточного количества собственных ресурсов. Но даже сейчас, когда у страны есть деньги для импорта всего критически важного для ее существования, подход остается тем же — обеспечить по возможности автономное, независимое существование. То есть, например, новостройки должны максимально обеспечивать себя собственной электроэнергией. Дождевую воду собирают, уже использованную однажды пускают во вторичную переработку. Опресняется и имеющаяся в избытке морская вода. Здания активно строятся из переработанного строительного мусора.


«Восемьдесят процентов мусора в Сингапуре подходит для переработки, — говорит Дирк Хебел из лаборатории будущего городов сингапурского Центра глобального экологического устойчивого развития. — У них нет места для его хранения, они используют его для увеличения собственной территории».


Такое же утилитарное отношение проявляют власти Сингапура и к бытовому мусору: у города просто нет лишнего места для организации свалок, как и желания платить за его вывоз на континент. Зачем, если вместо этого его можно переработать на современных промышленных комплексах, а получившиеся отходы вместе с намывным песком использовать для отвоевания земли у моря? Значительная часть новых сингапурских районов построена на сгенерированном городом и его жителями мусоре. Очередная вынужденная мера, которая пошла Сингапуру только на пользу.


Технологичность во всем

С первых лет независимого существования государства Сингапур его власти стали развивать медицину и образование как залог выживания их небольшой страны в окружающей неспокойной обстановке. Пока в регионе шли гражданские и не очень войны, правительства и даже политические системы сменялись в результате переворотов и внешних вторжений, Сингапур методично следовал научно-технологическому прогрессу, сейчас перейдя от стадии smart city («умный город») к smart nation («умная нация»). У государства к настоящему моменту появилась возможность в буквальном смысле контролировать жизнь граждан, но уровень их доходов и продолжительность жизни нельзя не учитывать. По этим показателям Сингапур в числе мировых лидеров и всегда среди самых комфортных городов планеты. В конечном счете многие оказались готовы платить такую цену за подобное качество существования.


Что ждет Сингапур дальше и уроки для Беларуси

В планах у властей Сингапура — естественное продолжение того пути, по которому город идет уже полвека. В соответствии с очередной корректировкой генплана от 2021 года за следующее десятилетие количество парков увеличится еще на 50%, мегаполис получит дополнительный миллион деревьев. Цель — от любого жилого дома до ближайшего парка должно быть не более 10 минут неспешной ходьбы. В три раза увеличится количество велодорожек, а вот мусора, наоборот, станет на 20% меньше. Приоритет окончательно будет отдан электротранспорту.

Новым флагманским урбанистическим проектом станет Tengah — экологический жилой район на 42 тыс. жителей, который станет испытательной площадкой урбанистических идей следующего поколения. Весь автотранспорт там будет убран под землю, а на поверхности останутся только пешеходы и велосипедисты. Естественно, это позволит организовать еще больше рекреационных зон. Энергосбережение и вторичную переработку ресурсов постараются довести до максимума. Например, весь мусор будет собираться в единую подземную систему, через которую отходы отправятся на сортировку и переработку. Кроме того, район получит централизованную систему охлаждения, весьма актуальную в условиях сингапурского вечного лета.


Большинству государств мира, в том числе нашей стране, догнать Сингапур будет очень непросто — хотя бы потому, что у островной страны имеется многолетняя временна́я фора. Однако это не значит, что столь положительный опыт можно игнорировать. Наоборот, перед нами живой и постоянно эволюционирующий пример успешного мегаполиса, находящегося на передовой урбанистической и технологической мысли. Совершенно необязательно иметь неограниченный бюджет или тропический климат, чтобы начать внедрять многие из принципов, взятых на вооружения Сингапуром десятилетия назад.


Ничто не мешает отдать приоритет общественному транспорту, увеличению зеленых насаждений, созданию «умной» городской среды как немаловажным факторам развития «городов будущего». Что-то из этого — например, развитие электротранспорта — уже делается. Ценность других мер еще предстоит понять. Однако процесс это неизбежный, определенный естественной логикой городского развития. Рано или поздно встанет на этот путь и Минск, а все мы, его жители, почувствуем настоящий комфорт от жизни в большом городе, где эфемерное будущее уже стало частью повседневности.


Ссылка на источник: tech.onliner.by