Новости ESG

Источники заявили о подготовке авиакомпаний к введению штрафов за выбросы СО2

«Аэрофлот» и «Газпром нефть» обсуждают соглашение о поставках «зеленого авиатоплива» (sustainable aviation fuel; SAF) в рамках подготовки к новым требованиям Международной организации гражданской авиации (ICAO), предполагающим плату за выбросы СО2 на международных рейсах с 2027 года. Исследует возможности в этом направлении и S7, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источники в понедельник, 30 августа.

По данным собеседников издания, «Аэрофлот» и «Газпром нефть» собираются подписать меморандум о поставках «зеленого авиатоплива» в ходе Восточного экономического форума, который состоится во Владивостоке 2–4 сентября.
Стоимость SAF, по разным оценкам экспертов, превышает цену традиционного авиакеросина в полтора-пять раз. В то же время расходы на выплаты ICAO для российских перевозчиков, согласно подсчетам аналитиков, могут составить €250 млн в год, почти половина которых придется на «Аэрофлот».

SAF считается низкоуглеродным топливом из-за своего происхождения. Синтетическое получают из СО2, уловленного из атмосферы, и водорода. Биотопливо производят из биомассы: животного жира, растительных и отработанных масел, отходов деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных производств. ICAO считает использование SAF одним из способов сокращения выбросов СО2 от авиации.
В России такое топливо не производят, хотя на МАКС-2021 представитель «Газпром нефти» Антон Дианов говорил о готовности «совместно с авиакомпаниями, производителями авиатехники и регуляторами» приступить к соответствующим исследованиям.

ICAO планирует взимать плату за выбросы СО2 в ходе полетов в обязательном порядке с 2027 года в рамках программы Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation (CORSIA). Согласно программе, авиационная отрасль должна ограничить общий объем углеродных выбросов уровнем 2019 года. Если авиакомпания его превысит, ей придется компенсировать выбросы, приобретя соответствующий объем квот у одобренных ICAO проектов по поглощению СО2. Деньги пойдут на инвестиции в «зеленую» энергетику, высадку лесов и закачку углерода в почву. Затраты авиакомпаний на компенсацию выбросов к 2025 году могут достичь $1,5–6 млрд в год в зависимости от цены углерода, подсчитали в Air Transport Action Group.

Согласно резолюции ICAO, c января 2019-го все авиакомпании, выполняющие международные полеты, должны сообщать об объеме выбросов СО2 своим авиавластям. Те обязаны пересылать информацию в Международную организацию гражданской авиации.

В России за сбор данных отвечает Минтранс. Однако источники газеты утверждают, что ведомство не предоставляет данные в ICAO и движения по присоединению к CORSIA нет.
Директор по исследованиям и разработкам Infomost Алексей Синицкий считает, что вывод на рынок устойчивого топлива в России займет три-четыре года. Какая из лицензированных по стандартам ICAO технологий будет применяться — неизвестно, но все они дорогостоящие и позволяют произвести сравнительно небольшие объемы SAF. Он отметил, что в Европе сертифицировано добавление до 50% биотоплива в применяемый там авиакеросин Jet A-1. В России самолеты заправляют топливом ТС-1, сертификации по его смешиванию с биотопливом нет, и процесс согласований «может быть достаточно долгим».

В начале июля на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ)  стоимость авиатоплива в топливозаправочных комплексах московских аэропортов побила исторический рекорд, превысив 50 тыс. рублей за т.
По данным статистики Росавиации, опубликованной 27 августа, в российских аэропортах в августе топливозаправка подорожала относительно июля в среднем на 4%, до 55 240 рублей за т, а к началу года — в среднем на 18%.

В конце июня власти и отрасль озаботились положением дел на топливном рынке. 22 июня вице-премьер Александр Новак провел совещание с нефтяниками, по итогам которого Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) должны были подготовить изменения в правила биржевой торговли нефтепродуктами. «Роснефть» предложила внести изменения в правила биржевых торгов авиакеросином, направленные на ограничение возможности нецелевой покупки авиатоплива, чтобы исключить необоснованное завышение цен.

Ссылка на источник: Известия