О ESG-трансформации и ESG-повестке сегодня много говорят и пишут, но все больше в свете ближайшего будущего. Еще одна особенность дискурса вокруг ESG-проектов — их социальная окраска. Но каким бы ни был запрос со стороны общества на социально ответственный и экологичный бизнес, работать все это не начнет, пока не будет жестко просчитана рентабельность бизнеса. Зеленая повестка многими до сих пор воспринимается как нечто отвлеченное: собрались, наговорили красивых слов про чистое будущее и… разошлись до следующего раза.
Безусловно, есть многочисленные кейсы по выпуску зеленых и социальных облигаций широким кругом эмитентов, однако должен ли рынок давать премию к таким инструментам? То есть инвестиционная привлекательность неочевидна. Кроме того, ESG-повестка воспринимается как нечто отвлеченное еще и потому, что внедряется сверху — через государство и крупные корпорации, в то время, как, например, в Европе основным драйвером ESG-трансформации выступает гражданское общество. Получается, что стартовые возможности для подобных проектов в России, возможно, нелучшие, но это не значит, что они запретительные.
Запуск электротакси в Сочи на базе сети высокоскоростных заправочных станций — уникальный проект, и одним из его ключевых участников выступило государство. Еще летом Минэкономразвития объявило о создании концепции развития электротранспорта в стране до 2030 года. Уже к 2024 году будет открыто 20 тыс. электрозаправочных станций, а к 2030-му — 50 тыс.
В Москве с 2018 года запущен похожий проект — по замене троллейбусов электробусами. Несмотря на сложности с его реализацией, столичные власти с каждым годом закупают новые электрокары. Но если государство может себе позволить субсидировать подобные проекты, то бизнес — нет. Да, инвесторы активно смотрят на эту нишу, но пока слишком малы компетенции в том, как этим управлять.
Казалось бы, что может быть проще? Есть электрозаправка, есть парк с электромобилями. Заряжайся — и в путь. Однако реальность оказалась сложнее. Нельзя просто так взять и пересесть из авто с двигателем внутреннего сгорания на электрокар. Прежде необходимо трансформировать ключевые бизнес-процессы: ведь у таксопарков и электротаксопарков они разные. Проект в Сочи «взлетел» благодаря платформе Electro.cars, которая кроме стандартных для таксопарков задач по маршрутизации, пересменкам и так далее осуществляет контроль уровня деградации батареи. Помимо традиционных задач платформа:
следит за своевременным направлением такси на зарядку;
бронирует время заряда во избежание временных простоев.
А еще платформа, по словам ее создателей, позволяет не только привлекать партнеров, но и создавать совершенно новые продукты и услуги, причем не только в формате business to customer, но и в формате B2B. Речь идет о переводе на электрокары коммерческих флотов ритейлеров, логистических компаний и другого бизнеса, связанного с транспортировкой. Особенность сочинского проекта состоит в том, что пассажиры такси — мы с вами — могут воочию оценить, что же такое загадочное ESG. Еще вчера нечто виртуальное и отвлеченное теперь становится понятным и осязаемым. Будущее наступило. Дальше — интереснее. Согласно проекту Минэкономразвития, сначала электротранспортная инфраструктура будет создана в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Казани, Калининграде, Нижнем Новгороде. Затем — вдоль трасс М4 «Дон», М12 Москва — Казань. Ожидается, что с 2024 года опыт «пилотов» можно будет масштабировать на всю территорию страны.
Важным подспорьем для развития подобных пилотных проектов стало участие банков. У СберБанка есть первый договор по финансированию создания сети электрозарядных станций:
владельцами станции могут стать юридические лица и индивидуальные предприниматели;
лизингополучатель может приобрести станцию в лизинг с первоначальным платежом от 10% для собственного или коммерческого использования;
стоимость станции стартует с 300 тыс. рублей.
Потенциальными инвесторами в инфраструктуру для электротранспорта могут стать кафе, рестораны, торговые центры, УК жилых комплексов, девелоперы.