Новости ESG

Электрические сны Минпромторга

Большинство иностранных автоконцернов изучают возможность выпуска в РФ электромобилей, заявил глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью ТАСС. Я не смогла удержаться и отправила эту цитату своим источникам в компаниях: те ожидаемо выдали единодушную реакцию — улыбку.

Но я бы сказала, что улыбаются все нервно. Потому что сейчас планы правительства по электромобилям представляют собой кнут без пряника. Во главу угла ставится ускоренное производство с локализацией основных компонентов — двигателей и батарей — уже с 2025 года. Но участвуют в этой пока виртуальной гонке помимо КамАЗа только мифические электромобили «Моторинвеста» (прежде собирал китайские машины) и «Автотора». Денис Мантуров также упоминал Zetta, сроки запуска серийной сборки которой постоянно откладываются.

Иностранные концерны же вообще никогда не выражали желания выпускать электромобили в РФ. Так, 2 июля в Hyundai открыто заявили о нецелесообразности их локализации при сегодняшнем уровне спроса, поскольку она становится обоснованной при выпуске не менее 10 тыс. машин в год. Неясно, откуда возьмутся такие объемы, учитывая, что все продажи новых и подержанных электромобилей в 2020 году составили 6 тыс. штук. Мои источники задаются резонными вопросами: зачем производить электромобили в стране с отсутствием компонентной базы и рынка? Экспорт из России на ключевые для электромобилей рынки — ЕС и Китай — закрыт пошлинами, в ЕАЭС точно так же, как и в РФ, нет инфраструктуры и спроса, говорит один из них.

Власти, конечно, рынок себе уже нарисовали. К примеру, Минэкономики в концепции закладывало, что потребление электромобилей будет ежегодно расти в 1,5–3 раза: с 1,7 тыс. новых машин в 2020 году до 254,4 тыс.— в 2030 году. Вопрос, что это дает концернам, которые уже обожглись на прежних прогнозах и живут с недозагруженными заводами, и что готово сделать государство для воплощения этих цифр в жизнь.
Пока ситуация выглядит так, что правительство РФ демонстративно игнорирует мировой опыт и делает все ему наперекор. Так, в Европе власти дают льготы покупателям автомобилей и одновременно вводят ограничения на машины с двигателем внутреннего сгорания, то есть работают со спросом. В России же решили начать с предложения: Денис Мантуров говорит, что «мы будем действовать постепенно, вводя не запреты, а требования по определенной квоте на производство более экологически чистых автомобилей».

Пока неясно, как это будет реализовано: возможно, через отказ от компенсаций утильсбора для тех, кто квоту не исполнит. Складывается впечатление, что сбор средств с импорта автомобилей в виде утильсбора и пошлин, а потом частичный их возврат отрасли — и единственный инструмент, и единственная цель промышленной политики в автопроме.


Ссылка на источник: Коммерсантъ