Новости ESG

18 ноября состоялся выпуск эфира программы "В фокусе Цели" на радио Эхо Москвы в Петербурге с Мариной Богомягковой, экспертом по медиа и коммуникациям в сфере устойчивого развития

Новости ESG
Друзья!

18 ноября состоялся выпуск эфира программы "В фокусе Цели": влияние отрасли обращения с ломом и отходами металлов на экономику и экологию России, через призму ESG на радио Эхо Москвы в Петербурге с Мариной Богомягковой, экспертом по медиа и коммуникациям в сфере устойчивого развития, автором и ведущей программы «В Фокусе Цели».

Предлагаем вашему вниманию интервью в мультимедийном формате с Денисом Сараной, учредителем и директором «ДВ-Инвест в России», и Дмитрием Стечкевичем, генеральным директором «Псковвтормет».



В эфирах «В фокусе Цели» мы планируем регулярно знакомить бизнес и общество с принципами устойчивого развития, говорить с экспертами о преградах и решениях на пути к достижению 17 Целей, которые сегодня являются универсальными индикаторами для прогрессивного бизнеса, осуществляющего свою деятельность не просто в погоне за финансовыми показателями, но и в стремлении приносить ощутимую пользу потребителю, локальным сообществам и Планете, в целом.

При этом, очень важным аспектом в ESG–трансформации, которая лежит в основе повестки 2030, мы считаем именно управленческую составляющую — Governance, деятельность топ-менеджеров, управленцев, владельцев бизнеса и правительств, которая должна приводить к достижению устойчивого развития на всей Планете, а не тормозить прогресс за счет неверно принятых шагов, или законодательных инициатив, которые порой идут в разрез со здравым смыслом и лежащими на поверхности решениями.

В своих эфирах мы будем отражать как передовой опыт в достижении 17 ЦУР ООН, который позволяет воспитывать ответственное отношение к ресурсам, социуму и уважительное отношению к Планете, так и говорить про ошибки, которые мешают нам сегодня не только жить и работать с заботой о будущих поколениях, но и откидывают на десятки лет назад в своем развитии. Следите за нашими эфирами и будьте внимательны к своему настоящему.

Важнейшей частью повестки 2030 является экологическая осознанность и ответственное отношение к ресурсам и их вторичному использованию. Одна из влияющих на формирование рециклинговой экономики отраслей является отрасль обращения с ломом и отходами металлов для российской экономики, экологии, а также социальной повестки.

С удовольствием представляю вам гостей сегодняшнего эфира:

Денис Сарана, учредитель и директор «ДВ-Инвест в России», и Дмитрий Стечкевич, генеральный директор «Псковвтормет».

Коллеги, я вас приветствую. И первый вопрос, который хочу задать. При всей очевидной важности развития отрасли для экологии, особенно через призму ESG, каково ваше отношение к ограничению экспорта лома, который сейчас происходит?
Денис. Здравствуйте, Марина. Мы с коллегами по отрасли всегда были и остаёмся категорическими противниками ограничений на свободное обращение любых товаров (конечно, кроме запрещённых законом к свободному обороту), как на внутреннем, так и на внешнем рынках, и в том числе и лома чёрных и цветных металлов. Такие ограничения нарушают базовые принципы рыночной экономики и ни к чему хорошему не приводят.

В следующем году будет 25 лет как мы занимаемся предпринимательской деятельностью в этой сфере и сейчас наблюдаем далеко не первый случай искусственных ограничений для международной торговли, экспорта лома чёрных металлов, такой неприкрытой поддержки наших металлургических заводов за счёт других экономических субъектов, в том числе обычных граждан.

Из последних случаев – в декабре 2008 г. Приказом ФТС на Дальнем Востоке был определён только один порт для экспорта металлолома – Петропавловск-Камчатский, а в декабре 2012 г. Постановлением No 1148 Правительства РФ вообще для этого был оставлен только Магаданский порт. В последнем случае даже не скрывалось, что Постановление Правительства было принято в интересах ОАО «Амурметалл», для его поддержки. Оба документа были через несколько месяцев признаны недействующими (отменены) Высшим Арбитражным судом РФ, в том числе по иску нашей компании.

Сейчас мы наблюдаем просто другую форму таких ограничений, а именно необоснованное повышение экспортных пошлин, из-за которых выигрывают внутренние потребители, то есть металлургические заводы, и проигрывают (теряют) ломообразующие предприятия и граждане, чьё имущество (товар) не может быть реализован по справедливой цене свободного рынка.
Спасибо большое за ваше мнение. Дмитрий, вам адресую этот же вопрос. Каково ваше отношение к ограничению экспорта лома и повышению экспортных пошлин?
Дмитрий. Да, добрый вечер, Марина. Спасибо за приглашение на данный диалог. Хочу от себя добавить, что действительно уже не впервые вводятся такие ограничения. За всю свою работу в этой сфере, а это 25 лет, переживаем практически уже третий или четвёртый раз. И при всех достижениях, предыдущие годы в общем-то – это 10 шагов назад.

Буквально недавно ещё Россия вступала в ВТО, и, так скажем, снижала пошлины, налоги, открывала рынок для инвестиций. Сегодня, соответственно, завод пошлин на металлолом повышается третий раз. Первый раз – в феврале на 45 евро, потом в июле на 70 евро за тонну. А вот вчера я слышал, что Правительство приняло решение поднять пошлину до 100 евро, что практически является красным светом для движения металлолома на экспортный рынок.

Всё, что сделано за 25 лет лично мной и моими коллегами, компанией в целом, это огромная работа: созданы площади и ресурсы, куплены площадки и механизмы на многие миллионы долларов. Сейчас же получается, что мы остаёмся в не у дел.

Конечно, отношение в данной связи резко отрицательное. И я считаю, что госрегулирование в этой сфере неуместно. Регулировать нужно там, где плохо, а где хорошо, то есть в металлургии и смежных отраслях, регулировать ничего не нужно. Мы сами разобрались бы с этим, и рынок бы установил свои правила и вывел на нужную дорогу. Поэтому моё отношение резко отрицательное.
Спасибо большое. Вот один из аргументов к этой мере является то, что таким образом хотят стабилизировать цены на лом и металл. Денис, снова к вам вопрос, может ли повышение экспортной пошлины быть инструментом стабилизации цен?
Денис. За более чем 20 лет мы наблюдали международные цены на металлолом от $90 до $690 за тонну, это семикратный разброс цен, как их кто-то может стабилизировать, зачем? Курс рубля к доллару тоже пытались раньше «стабилизировать», все помнят, чем это закончилось. Цены на нефть и уголь же нам ума хватает не «стабилизировать», почему вдруг металлурги и поставщики лома оказались в другой экономической реальности? Понятно, что нефть – это природное сырьё, общегосударственное достояние и там существует гибкий НДПИ и меняются экспортные пошлины в зависимости от цен. Но металлолом – это всегда чьё-то старое железо, имущество, оборудование, транспортные средства, вагоны, те же рельсы у РЖД. Кто-то ждёт определённого уровня цен, чтобы его обновить, продать старое, негодное для эксплуатации имущество на лом и купить новое, добавив какие-то средства. И в этот момент государство говорит – «нет-нет, ребята, вы не получите рыночную цену, она слишком высокая, давайте вот сюда заплатите в бюджет 70 или уже 100 евро с тонны, мы хотим цены стабилизировать». Но при этом доплачивать им при последующем снижении рынка, понятно, никто не собирается.

Крупнейшие ломообразующие и экспортирующие металлолом экономики – это США и Япония, именно с ними мы конкурируем на азиатских рынках – Ю. Корея, Тайвань, Вьетнам и т.д. За всю историю никому там даже мысль в голову не пришла пошлины на экспорт лома вводить, несмотря на все изменения на рынках. Экспортёры всегда получают поддержку, местная промышленность держится «в тонусе», модернизируется, снижает издержки, чтобы быть эффективной и конкурентноспособной на мировом уровне. А мы пытаемся «изобретать велосипед».

Кстати, исторически экспортная пошлина на лом чёрных металлов была в России 15% от стоимости, но не менее 15 евро за тонну. То есть предполагалось, что около 100 евро – рыночная цена на лом. И то такое преимущество для наших сталелитейных заводов рассматривалось как нерыночное, и время от времени мы получали претензии в виде квот и антидемпинговых мер от Евросоюза, других стран. Затем, при вступлении России в ВТО мы обязались постепенно, с 2013 года, за несколько лет, снизить пошлины до 5% — но не менее 5 евро/тонну, так и было сделано к 2017 году. И как-то же отрасль работала, и металлурги тоже развивались. И что происходит сегодня? Правительство, формально оставляя 5% экспортную пошлину (ну это же ВТО, международные соглашения, мы же в рыночной экономике!), устанавливает минимальные ставки 45 евро, затем 70 евро, планирует 100 евро за тонну! Как будто металлолом уже где-то стоит 1,500-2,000 евро за тонну, а до этого ещё очень далеко, конечно.

Так что мой ответ – да, повышение пошлин может существенно исказить справедливое ценообразование, но в результате мы получим общий негативный экономический эффект. И стабилизацией это называть нельзя, это такой жёсткий дополнительный налог на всех владельцев старого металла, подлежащего переработке.
Дмитрий, вот вы работаете не только на экспорт, но и на внутренний рынок. Скажите, пожалуйста, какие здесь есть особенности с рынком лома, как может запрет экспорта поменять ситуацию? И готов ли внутренний рынок принимать лом?
Дмитрий. Хотелось бы добавить к предыдущему собеседнику своё мнение. Я считаю, что, конечно, цель благая, и я думаю, наше Правительство борется за то, чтобы глубокая переработка лома всё-таки была в настоящем и будущем в России. Но здесь нужно учитывать, в том числе логистику и географию.

Наша компания работает в регионе Санкт-Петербурга. Ближайший завод в 700-та км. Вывезти на этот завод металлолом автомобильным транспортом очень сложно (из Санкт-Петербурга 15 тысяч тонн при ломообразовании в 80 тысяч тонн в месяц). Настанет лето, будем баржами возить, но это ещё 10 тысяч тонн, не больше. А куда деть дальше 30 тысяч тонн? Железных дорог в Санкт-Петербурге нет: их порезали, на их местах стоят живые кварталы. Машинами, как я уже сказал, нельзя. Да и вагонов сейчас в принципе нет. Получается, мы оказались в заложниках.

Вот, я сегодня со своими коллегами проводил совещание: вагоны не завезти и не вывезти в порт, хотя хотим грузить, хотим работать на российский рынок. Вагоны неделями стоят в ожидании погрузки. Это совершенно нереально.

Отличие в том, что в настоящее время российские комбинаты уже перестроились в смысле финансов. Раньше были неоплаты, задержки платежей. Сегодня этого нет. Однозначно выгодно работать на российские заводы, если бы позволяла логистика.

Отличие также в том, что на экспорт в принципе идёт лом плохого качества. Это всё то, что не берётся российскими и белорусскими комбинатами. И это погрузка не в вагоны, не в машины, это погрузка в пароходы, объёмом 25-30 тысяч тонн. Вы представьте, если у нас спонсируется 60 тонн, сколько нужно вагонов, сколько нужно усилий для того, чтобы их погрузить в объёме 20-25 тысяч тонн. Ну про качество я уже сказал. С оплатами сейчас проблем нет.

Хочется работать, но не дают возможностей. Просто нереально вывезти такое количество лома, по крайней мере из нашего региона. Такое представление, что люди, которые принимают решения наверху, не очень хорошо знают экономическую географию. Я приглашаю посетить наше предприятие, в том числе и посмотреть, как это работает. И посмотреть, что нельзя вывезти металлолом из Санкт-Петербурга в полном объёме. Он останется там лежать, а если лом останется лежать, то через 10 лет он превратится в труху. Вот в принципе такое моё мнение.
Спасибо большое, Дмитрий. Я хочу напомнить для наших слушателей, что в эфире программа «В Фокусе Цели», и у нас в гостях Денис Сарана, учредитель и директор «ДВ-Инвест в России», и Дмитрий Стечкевич, генеральный директор «Псковвтормет». И мы говорим о важности ломозаготовительной отрасли, как для экологии, так и для социальных и экономических вопросов России. У меня вопрос сейчас снова к Дмитрию, а есть ли возможность какого-то дифференцированного подхода к введению пошлин с учётом того, что наша родина такая необъятная?
Дмитрий. Так как я могу отвечать только за тот регион, в котором нахожусь и работаю, я считаю, что пошлина в 70 евро – это более, чем достаточно. Сейчас уже произошёл отток лома с близлежащих регионов, то есть начали уже поставлять Псковская, Новгородская, Тверская области. Да, и сейчас Ленинградская область начала поставлять уже по своим каналам, по своим железным дорогам, которые в каждом городке есть, на российские заводы. Поэтому не вижу здесь причин для увеличения пошлин вообще.

Ломозаготовка снизилась примерно в 2-2,5 раза с момента введения пошлины от 1 августа. Поэтому считаю, что российские металлургические заводы должны быть довольны, в принципе эффект достигнут. А как я сказал, лом всё равно не вывезешь в полном объёме, он всё равно останется, и с ним придётся что-то делать, а это урон экологии, в том числе.
Денис, скажите, пожалуйста, ваше мнение, какие шаги со стороны регулятора должны быть предприняты для того, чтобы отрасль обращения с ломом и отходами чёрных и цветных металлов начала работать эффективнее?
Денис. Марина, я считаю, что регулятору нужно прекратить искусственно вмешиваться в этот рынок, прекратить искажать рыночные сигналы, которые передаются нам в экономике, в том числе через цены. Если мы хотим, чтобы цены падали, нам нужно увеличивать предложение, а для этого нам нужно увеличивать цены во времени. Как только вырастет цена, вырастет предложение, и цена быстренько упадет, это первое. Нужно вообще снизить административные издержки для входа участников на рынок, для расширения присутствия на рынке, упростить лицензирование, снизить требования к площадкам, к категориям земель. Сложно сейчас расширять так называемый ломосбор. Надо объяснить банкам и Ценробанку, что поставщики лома — это не заведомо жулики, с которых нужно брать какие-то комиссии под 3-10% даже за безналичные платежи, никто уже про наличные не говорит. И по-хорошему нужно убрать экспортные пошлины, и тогда у нас все будет хорошо.
Спасибо большое за ваше мнение. Дмитрий, Ваша точка зрения о том, какие шаги стоит предпринять регулятору.
Дмитрий. Мы знаем, что у нас металлолом, в основном, поступает из двух источников – это юридические и физические лица. Поэтому, так скажем, важно повернуться лицом к людям, и все-таки отменить НДФЛ за деньги, полученные от металлолома и, естественно, как сказал наш второй собеседник, это упрощения требований к лицензированию. Это отмена критериев по размещению площадок. Действительно, площадки сейчас все дальше и дальше строятся от города, и людям это неудобно, неудобно принести свой холодильник и т.д., а тем более сдать машину. В целом, по банковской сфере я тоже согласен, здесь уменьшение %, в том числе и за переводы денег ломосдатчикам. Остальное, как я говорил, отрасль в принципе сделает сама, и вопрос с металлургическими заводами отрасль решает практически ежедневно. По Санкт-Петербургу, к сожалению, как я сказал, логистической составляющей нет, для увеличения пошлины тем более. Действительно, надо идти навстречу снижению.
Спасибо вам огромное, за ваше участие, спасибо за ваше мнение. В нашем эфире «В Фокусе Цели» мы стараемся показывать важность отрасли для будущего планеты.

Я еще раз благодарю наших спикеров, Денис Сарана, учредитель и директор «ДВ-Инвест в России», и Дмитрий Стечкевич, генеральный директор «Псковвтормет». С вами была программа «В Фокусе Цели». Спасибо, что оставались с нами и посвятили время преобразованию мира.

Другие выпуски программы "В фокусе Цели" на радио Эхо Москвы в Петербурге
«В Фокусе Цели» на канате Национального Медиа про устойчивое развитие "ЦУР.ONLINE"