На них приходится 70% мирового ВВП и почти половина антропогенных выбросов метана.
Россия, один из крупнейших источников этих выбросов, в соглашении пока не участвует. Метан может стать еще одной проблемой в ее отношениях с Евросоюзом – в дополнение к вводимому в ЕС трансграничному углеродному налогу.
Метан гораздо более вредный парниковый газ, чем углекислый газ, он удерживает в 80 раз больше тепла. По расчетам Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC), на него приходится более четверти тепла, скопившегося в атмосфере с доиндустриального времени. Уровень метана в атмосфере за последние два века вырос на 150%, тогда как углекислого газа – на 50%. При этом рост содержания метана ускорился в последние полвека, прежде всего из-за деятельности нефтегазовой отрасли. Другие источники выброса метана – старые угольные шахты, сельское хозяйство и мусорные свалки.
Реальная цель
Метан обеспечил повышение мировой температуры на 0,5° из того 1,1°, на которые она выросла с доиндустриального уровня, напомнил Керри. С помощью новой инициативы, на реализацию которой осталось девять лет и которая предполагает совокупное сокращение выбросов участвующими в ней странами, потепление можно будет сократить на 0,2° к середине века. Не очень впечатляет в сравнении с целью Парижского соглашения удержать рост температуры в пределах 1,5-2°, но бороться с выбросами метана проще (в частности, надо ликвидировать возможности утечек в нефтегазовой инфраструктуре), а результата можно добиться быстрее – «быстрее всего», по словам Керри. Это важный шаг, который даст шанс удержать рост температуры в заданных пределах, считают участники саммита и эксперты.
«Это, возможно, единственный шаг, который мы можем сейчас предпринять, чтобы ограничить глобальное потепление как в кратко-, так и в долгосрочной перспективе. В краткосрочной это эффективная форма адаптации, которая замедлит потепление и уменьшит его последствия, чтобы достичь цели Парижского соглашения в долгосрочной», – заявил Ларри Крэмер, президент благотворительного фонда Hewlett Foundation (создан сооснователем Hewlett-Packard Уильямом Хьюлеттом и его женой Флорой). Он отметил, что страны присоединились к этой клятве с впечатляющей скоростью, за что Крэмер поблагодарил президента США Джо Байдена и председателя Еврокомиссии Урсулу фон дер Ляйен, «которые продемонстрировали исключительные лидерские качества» в привлечении стран к этой инициативе. «Теперь нужно с такой же скоростью реализовать данное обещание», – добавил он.
Крэмер также сообщил, что более 20 благотворительных организаций, включая Hewlett Foundation, предоставят $328 млн для помощи странам в достижении этой цели, включая техническое содействие, разработку и реализацию новых решений и технологий. «И это будет только начало», к инициативе должны присоединиться региональные банки развития, чтобы быстро предоставить миллиарды долларов, добавил он.
По оценке Программы ООН по окружающей среде (UNEP) и Коалиции за климат и чистый воздух, сокращение выбросов метана на 30% к 2030 г. позволит предотвратить преждевременную смерть более 200 000 человек, попадание в реанимацию сотен тысяч человек с астмой и потерю более 20 млн т урожая в год.
Еврокомиссия, как сообщила фон дер Ляйен, в декабре объявит о мерах регулирования выбросов метана: «Мы введем правила измерения выбросов, отчетности по ним и ее верификации. Правила для выбросов, сжигания газа на факеле, выявления утечек и их ремонта». Меры ЕК будут касаться в том числе выбросов у поставщиков; по оценке комиссии, лишь около четверти выбросов метана из продукции, потребляемой ЕС, происходит внутри самого союза.
«Сделать можно только то, что можно измерить», – добавила фон дер Ляйнен, поэтому ЕК поддерживает создание международной независимой обсерватории при UNEP для разработки критериев оценки выбросов метана и их учета.
В США готовятся регулирующие нормы, по которым производители нефти и газа должны будут платить за выбросы метана до $1500/т.
Во всех пяти областях – крупнейших эмитентах метана (сельское хозяйство – 40-50% всех выбросов; нефть и газ – 10% и 10-15% соответственно; уголь – 10-15%; мусор – 7-10%; сточные воды – 7-10%) уже сейчас существуют технологии ограничения выбросов, говорится в недавнем отчёте McKinsey. Тем не менее, пока эти выбросы достаточно трудно выявлять и измерять, а подходы к сокращению сильно различаются по затратам, возможностям и сложности реализации. Например, расходы на борьбу с метаном в угледобыче в 4-5 раз выше, чем на выявление утечек и ремонт в нефтегазовой отрасли, поскольку концентрация этого газа, выделяющегося из угля, гораздо ниже, отмечает McKinsey.
По ее оценке, в 30-летней перспективе более 90% сокращений выбросов, связанных с применением уже существующих технологий, можно добиться, потратив менее $25 за тонну СО2-эквивалента. «Такую цену порой платят на добровольных рынках по торговле углекислым газом», – указывает McKinsey. В ЕС в системе торговли квотами на выбросы СО2 тонна сейчас стоит около $70.
В отличие от климатического саммита в Париже в 2015 г. нынешний не предполагает заключение какого-либо всеобъемлющего соглашения по борьбе с изменением климата. Поэтому обещание сократить выбросы метана может оказаться если не самым значимым, то одним из наиболее значимых итогов COP26.
Российские реалии
Некоторые страны – крупные эмитенты метана, такие как Россия, Китай и Индия, к инициативе не присоединились, хотя в последний момент клятву подписала Бразилия. Из нефтедобывающих стран в ней также, помимо США, участвуют Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Нигерия, Канада, Норвегия.
Россия – крупнейший поставщик газа в Европу, и, например, на ее трубопроводах время от времени происходят утечки метана. России уже приходится договариваться с ЕС по вопросу выплат за экспорт продукции, производство которой порождает выбросы углекислого газа: с 2026 г. ЕС начнет взимать трансграничный углеродный сбор. Вскоре к этому вопросу может добавиться вопрос о выбросах метана. Представители России не раз заявляли, что новый газопровод «Северный поток – 2» – технологически более эффективный и чистый, чем маршрут через Украину (она, кстати, тоже подписала клятву).
Любые обязательства требуют аккуратного учета, объясняет сотрудник
Минэкономразвития. «Если говорить про сокращение метана, надо понимать: выбросы привязаны к конкретным отраслям и напрямую зависят от используемых технологий. То есть для ЕС, США и России – это разный набор мер, разные издержки и технологические требования», – отмечает чиновник, принимающий участие в создании климатической стратегии России.
По его словам – эти цифры подтверждает представитель Минэкономразвития – у нас половина метана выбрасывается при добыче углеводородов, еще 30% дают отходы и 11% – животноводство. В США на добычу приходится 38%, на сельское хозяйство 38%, а на отходы – 20%. В ЕС главный источник метана – агросектор (52%), отходы дают 28%, добыча – 12%. «Если сравнивать с 1990 годом: Россия уже показала существенные результаты - сократила выбросы метана на 26%. США сократили на 14%», – комментирует пресс-служба Минэкономразвития.
Как сообщили VPost в Минэкономразвития, Парижское соглашение установило коллективные цели, (в том числе в отношении скорейшего достижения пика глобальных выбросов и достижения баланса между выбросами и поглощения к 2050 году). При этом рассматриваются все парниковые газы. Например, если по величине потенциала глобального потепления 1 тонна метана эквивалентна 25 тоннам СО2, то тонна закиси азота эквивалента 298 тоннам СО2, а гексафторида серы или гидрофторуглеродов - до 22 800 тоннам СО2.
Появление таких «однопарниковых» целей и тем более международных коалиций/соглашений фрагментирует задачи Парижского соглашения – тем самым подрывает этот международный формат, комментирует другой чиновник, принимающийся участие в обсуждении в Глазго.
Источник: telegra.ph
Фото: Babette Plana / flickr (CC BY-NC 2.0)