Новости ESG

ESG-рейтинг и его значение

Новости ESG
Факторы влияния компании на окружающую среду, социальные аспекты и качество управления (факторы ESG) уже давно являются важной информацией для инвесторов при оценке стоимости публичных компаний. Для независимой оценки компаний по данным аспектам были разработаны системы ESG оценки и соответствующие ESG рейтинги.

Сегодня ESG рейтинг стал важен не только для публичных компаний, поскольку является самым очевидным и объективным подтверждением того, что бизнес является устойчивым, заботится об окружающей среде, о людях, соответствует этическим стандартам и обеспечивает справедливое отношение ко всем стейкхолдерам.

Рейтинги ESG используются для оценки эффективности управления компанией и прогнозирования возможных корпоративных рисков, а также рисков в экологической и социальной сферах. Наличие ESG рейтинга может повысить заинтересованность со стороны инвесторов и клиентов, ориентированных на работу с теми компаниями, деятельность которых соответствуют принципам устойчивого развития. На фоне глобальных изменений климата и экологии, а также усиления значимости социально ответственного подхода к ведению бизнеса во всем мире, необходимость оценки интеграции принципов устойчивого развития в бизнес-процессы компаний продолжает возрастать.

Оценка уровня рейтинга ESG, наряду с оценкой кредитного рейтинга, является важной характеристикой деятельности компании. Несмотря на то, что ESG рейтинг не является кредитным, большинство банков начинают его учитывать при принятии кредитных решений. Ведущие международные кредитные рейтинговые агентства Standard & Poor’s, Moody’s and Fitch Ratings также интегрировали ESG в свои методологии оценки кредитного рейтинга.

Инвесторы серьезно ориентируются на ESGрейтинг при принятии инвестиционных решений. По оценкам Morgan Stanley Institute for Sustainable Investing сегодня 75% инвесторов заинтересованы в ответственном инвестировании. По данным BlackRock94% ценных бумаг компаний, ориентированных на ESG, показали более высокую доходность в 2020 году, чем базовые индексы. В 2020 году инвестиции в ESGпроекты возросли в 2 раза, в то время как из классических фондов средства выводились. В нашей стране этот тренд только набирает силу, но уже 27% портфельных управляющих заявили о том, что используют ESG для определения стратегии инвестирования.

Наконец, надо мыслить на перспективу и учитывать влияние инвесторов, родившихся после 2000 года. Сейчас они еще очень молоды, их ещё немного на фондовом рынке, но их количество будет неуклонно расти. Это люди, которые по-новому смотрят на мир: здоровый образ жизни, чистое производство, забота об окружающей среде, значение прав человека. Они будут ориентироваться на ответственные принципы при инвестировании и будут ожидать от компаний высоких ESG-рейтингов.

Рейтинги, по которым оценивается, насколько компании ответственные и устойчивые, составляют соответствующие рейтинговые агентства - российские и зарубежные. Заключение рейтингового агентства позволяет компании подтвердить свою приверженность принципам ESG. Чтобы его получить, необходимо подать заявку в выбранное агентство.

По данным Годового отчета INFRAGREEN«Зеленые финансы России» сегодня ESG-рейтинги присваивают шесть рейтинговых агентств, из которых пять – это российские рейтинговые агентства и одно европейское агентство. Четыре из пяти российских рейтинговых агентств, имеющих ESG-методологии, аккредитованы Банком России.

·       RAEX Europe;
·       Рейтинговое агентство «Эксперт РА»;
·       Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА);
·       Национальное рейтинговое агентство (НРА);
·       Агентство «Национальные Кредитные Рейтинги» (НКР);
·       Рейтинговое агентство AK&M.

Международные компании в России, а также те компании, которые продают свою продукцию на западных рынках, наряду с российскими рейтингами, стремятся получить западный ESG рейтинг. Среди наиболее популярных западных рейтинговых агентств - MSCI, Sustainalytics, RobecoSAM (с 2020 года принадлежит Standard & Poor's), CDP Global Environmental Information Research Center и FTSE Russell.

Методологии рейтинговых агентств довольно сильно отличаются: некоторые ориентируются на ESG проекты компаний, другие оценивают ESG риски, ряд агентств учитывают декларации компании, а другие собирают информацию только о внешней репутации бизнеса. К сожалению, существуют даже казусные ситуации, когда рейтинг одной и той же компании от разных агентств существенно отличается. Компаниям и общественности часто довольно сложно сопоставлять разные рейтинги.

Безусловно, рынок ждет стандартизации подходов к ESG оценке, как для целей нефинансовой отчетности, так и для целей присвоения рейтинга. Это внесло бы больше ясности в понимание системы ESG ожиданий для бизнеса, инвесторов и общественности.

Катерина Герус, основатель консалтингового агентства ESG консалтинг