Несмотря на то, что Россия приняла концепцию перехода к устойчивому развитию еще в 1996 году, по-настоящему повсеместного распространения эти принципы не получили до сих пор. Экологическая повестка стала активно интересовать государство и крупный бизнес только в последние несколько лет — во многом из-за участившихся протестов и громких техногенных катастроф, получивших огласку в медиа.
Ответственность нередко воспринимается как исключительно имиджевая история. Опрос, недавно проведенный Hays совместно с Русской школой управления, показывает, что топ-менеджмент компаний часто внедряет практики помощи экологии и обществу ради улучшения репрезентации компании в СМИ и повышения ее конкурентоспособности (54% и 43% соответственно), а не ради непосредственно помощи обществу и экологии (53%).
Экономические последствия приверженности устойчивому развитию в зависимости от бизнеса могут как идти на пользу (помощь в привлечении инвесторов, повышение лояльности сотрудников), так и приводить к несоответствию с целями бизнеса и снижению прибыли, что заставляет руководство компании откладывать внедрение мер социальной и экоответственности (об этом говорят 47% и 16% опрошенных менеджеров).
Еще стоит отметить, что в рамках российских реалий работодатели и сотрудники компаний часто причисляют к практикам устойчивого развития «белую» зарплату (70% и 63%), гарантию безопасного труда (56% и 45%) и возможность дополнительного обучения (49% и 37%) — все эти меры в теории должны восприниматься как сами собой разумеющиеся.
Также лишь малая часть сотрудников (порядка 12%) готовы отдать предпочтение работе в компании с развитой социальной и экоответственностью, если в компании без практик устойчивого развития им предложат более высокое материальное вознаграждение. Это негативная часть.
С другой стороны, три четверти топ-менеджеров и почти три четверти сотрудников знают о том, что из себя представляет устойчивое развитие бизнеса, а около двух третей опрошенных подчеркнули его важность.
В России среди самых частых практик устойчивого развития выделяют именно благотворительные проекты, направленные на поддержку общества (41%), — как разовые акции, так и долговременное спонсорство или волонтерство. Причем многие принимают в таких проектах личное участие. Во многом эта практика распространена в международных компаниях, впрочем, именно они чаще и быстрее других стараются соответствовать принципам устойчивого развития: им проще перенимать опыт западных коллег и применять уже опробованные решения.
Проблемы с внедрением экологических инициатив во многом связаны с тем, что экоповестка в России в целом менее популярна, чем в других развитых странах. Плюс особенность нашей экономики заключается в том, что большое число крупных компаний занято в долгое время считавшихся «грязными» отраслях промышленности — то есть тех, которые связаны с углем, нефтью, газом и другими полезными ископаемыми.
В таком бизнесе даже при условии, что топ-менеджмент разделяет глобальную озабоченность защитой природы, внедрение практик экоответственности требует огромных финансовых вложений. Пандемия коронавируса, нестабильная политическая и экономическая ситуация заставляют руководителей направлять деньги на решение более «насущных» вопросов и выполнение основных стратегических целей бизнеса — иначе есть шанс вовсе не остаться на плаву.
И все же в топах ESG-рейтингов на сегодняшний день представлено более 100 российских компаний, немалая их часть — представители вышеупомянутых «грязных» отраслей, которые делают все возможное, чтобы не соответствовать такому ярлыку. Нефтехимические и металлургические компании вообще можно назвать пионерами внедрения практик устойчивого развития в России.
При этом компаний, осознающих важность эко- и социальной ответственности, становится все больше. Значимость стратегий устойчивого развития и выгода от их внедрения становятся понятны из-за многих факторов: помимо осознанности и ответственности бизнеса, можно выделить рост котировок акций и заинтересованность иностранных инвесторов, более высокую привлекательность таких компаний для молодых специалистов, а также снижение налоговой нагрузки за счет государственной поддержки.
Таким образом, даже те компании, которые пока не могут ввести меры устойчивого развития повсеместно, стараются включить подобные практики при запуске новых проектов. А с учетом того, что бизнес постоянно находится в процессе обновления и трансформации, в течение нескольких лет распространение стратегии ответственного бизнеса будет только увеличиваться.