В России изменятся критерии аварийности многоквартирных домов. Пересмотром в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» займутся Минстрой, Минэкономразвития, Минфин и «Фонд развития территорий». Соответствующее поручение ведомствам отдал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Это может привести к тому, что значительная часть жилого фонда, ранее не попадавшая под программы расселения, получит шанс на обновление, считают эксперты. Однако не все жители могут быть готовы к переезду, даже если их дом будет признан аварийным по новым критериям.
Приоритетные цели
Правительство приступило к разработке нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Он включает в себя мероприятия, необходимые для решения задач национальной цели развития «Комфортная и безопасная среда для жизни», утвержденных майским указом президента РФ Владимира Путина, сообщается на сайте кабмина. Соответствующее поручение отдал премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
Ключевой показатель, который должен быть отражен в нацпроекте, — повышение качества городской среды, необходимой для жизни. Еще одна задача — обновление к 2030 году жилищного фонда не менее чем на 20% (по сравнению с показателями 2019 года).
Фото: РИА Новости/Евгений Епанчинцев
К тому же в 2030 году должно быть благоустроено не менее 30 тыс. общественных территорий. Также в планах правительства реализация 1,6 тыс. проектов, ставших победителями Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.
Включит в себя нацпроект и целевые показатели по строительству и реконструкции не менее 2 тыс. объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Перемены коснутся и сферы общественного транспорта — парк техники, чей срок службы не превышает установленные нормативы, должен увеличиться до 85%. Кроме того, к 2030 году в соответствие с нормативными требованиями приведут не менее 85% автодорог федерального значения и не менее 60% региональных и межмуниципальных трасс.
Программа социальной газификации предусматривает подключение не менее 1,6 млн домовладений к тому же сроку. Таким образом, к 2036 году этот показатель вырастет до 3 млн домовладений.
Стратегия развития
Ряд поручений был отдан профильным министерствам. В частности, до 31 августа Минэкономразвития, Минстрой и Минсельхоз должны представить перечень так называемых опорных населенных пунктов. Речь идет о потенциальных точках роста, изменения в которых поспособствуют достижению национальных целей. В сеть войдут города и городские агломерации с населением от 250 тыс. человек, административные центры регионов, а также стратегически важные населенные пункты. Уровень качества городской среды в них должен вырасти на 30% к 2030 году и на 60% к 2036 году.
При этом Минстрою и Минэкономразвития потребуется до 20 августа 2024 года разработать план мероприятий по сокращению сроков реализации строительных проектов с 1,3 тыс. до 1 тыс. дней. Достичь подобного результата хотят за счет обеспечения значимого роста энергетической и ресурсной эффективности.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
Важной составляющей нацпроекта станет продление до 2030 года программы стимулирования жилищного строительства. Проработкой данного вопроса займутся Минстрой, Минэкономразвития, Минфин и публично-правовая компания (ППК) «Фонд развития территорий». Представить план мероприятий необходимо до 1 сентября. Те же ведомства в аналогичные сроки должны озвучить предложения о продлении до 2030 года федерального проекта «Чистая вода».
Еще один аспект национального проекта посвящен вопросам переезда граждан в новое жилье. С этой целью Минфин и Минстрой до 1 октября разработают предложения по дополнительным способам улучшения жилищных условий, включающие в себя развитие институтов жилищных сбережений, жилищно-накопительных кооперативов и социальной ипотеки.
Поспособствует улучшению жилищных условий населения и пересмотр критериев аварийности многоквартирных домов. Соответствующие изменения в нормативные правовые акты до 31 декабря подготовят Минстрой, Минэкономразвития, Минфин и ППК «Фонд развития территорий».
Фото: РИА Новости/Евгений Биятов
Тесно будет связан нацпроект и с развитием системы пространственных данных. Его мероприятия синхронизируют с положениями Стратегии пространственного развития до 2030 года. Выполнением задачи займутся Минстрой, Минтранс, Минэкономразвития и Росреестр. Планы по интеграции с цифровой платформой для управления в сфере комплексного социально-экономического и пространственного развития населенных пунктов будут подготовлены до 1 октября.
Одно из поручений Мишустина касается инфраструктурного меню, с помощью инструментов которого будет происходить финансирование инициатив нацпроекта.
«Наиболее востребованные из них — специальные казначейские и инфраструктурные бюджетные кредиты, облигации. Мы также по поручению президента спишем около двух третей задолженности российских субъектов по их бюджетным кредитам», — уточнил премьер-министр.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Инфраструктурный прорыв
Поручения, которые отдал Михаил Мишустин в рамках нацпроекта, направлены на решение ряда ключевых задач, касающихся улучшения качества городской среды и обновления жилищного фонда, отмечает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Никита Чаплин.
— Они необходимы для повышения качества жизни граждан и создания более комфортной и безопасной городской среды. Обновление жилищного фонда и улучшение инфраструктуры способствует не только комфорту, но и безопасности проживания, — указывает депутат.
При этом мероприятия нацпроекта, по словам парламентария, предполагают также модернизацию коммунальной инфраструктуры и транспортной системы, создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями, развитие «умного города», включая электронные сервисы для жителей, организацию зеленых зон и общественных пространств и улучшение экологических условий.
— Современные и качественные коммунальные и социальные услуги увеличивают привлекательность городов для инвесторов и населения, что способствует экономическому развитию регионов, — убежден Чаплин.
Реализация нацпроекта, по его мнению, должна обеспечить рост качества и доступности коммунальных и социальных услуг, снижение количества аварийного и ветхого жилья, улучшение транспортной доступности и снижение пробок, повышение общей экологической обстановки в городах, расширение зеленых зон и общественных пространств.
Озвученные премьер-министром поручения в основном направлены на конкретизацию целей нацпроекта «Инфраструктура для жизни», а также показателей, по которым будут оценивать качество реализации данного нацпроекта, подчеркивает доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета Михаил Хачатурян.
Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков
— Реализация данных поручений позволит сформировать более четкие критерии оценки эффективности реализации нацпроекта и определить механизмы контроля за достижением этих показателей, а также меры ответственности конкретных министерств и ведомств за достижение или не достижение закрепленных в нацпроекте показателей, — полагает он.
Национальный проект обещает стать настоящим прорывом в сфере развития комфортной городской среды и жилищно-коммунального хозяйства, уверен общественный деятель, эксперт в области ЖКХ Дмитрий Бондарь.
— Правительство намерено не просто латать дыры в существующей инфраструктуре, а провести комплексную модернизацию российских городов. Особое внимание будет уделено так называемым опорным населенным пунктам. Именно здесь планируется создать образцовую городскую среду, которая затем будет тиражироваться по всей стране, — обращает он внимание.
Одним из ключевых направлений станет масштабное обновление жилищного фонда, считает Бондарь. Важно, что оно означает не только строительство новых домов, но и реновацию существующих кварталов, что особенно актуально для небольших городов и поселков.
Под эффективным управлением
Тем не менее, при выполнении столь масштабного и комплексного проекта возможны и сложности, допускает Никита Чаплин. Среди них он выделяет технические и инженерные проблемы при реализации строительных проектов и влияние внешних факторов, таких как экономические кризисы или пандемии.
Одна из ключевых проблем, что может встать при реализации нацпроекта, — вопрос финансирования, полагает Дмитрий Бондарь.
— Правительство планирует использовать различные инструменты, включая инфраструктурные облигации и бюджетные кредиты, но в условиях экономической нестабильности гарантировать стабильное финансирование будет непросто, — не исключает эксперт.
Еще один серьезный вызов — необходимость координации действий различных ведомств и уровней власти, добавляет он. Для успешной реализации проекта потребуется создать систему управления, способную оперативно решать возникающие проблемы и конфликты интересов.
Система регионального и местного самоуправления не всегда функционирует эффективно. Именно поэтому в рамках нацпроекта необходимо четко прописать степень ответственности региональных и местных властей за его реализацию, подтверждает Михаил Хачатурян.
Конфликты интересов, по мнению экспертов, могут возникнуть и на уровне реализации поручений Мишустина. Например, на фоне пересмотра критериев аварийности многоквартирных домов.
— Это может привести к тому, что значительная часть жилого фонда, ранее не попадавшая под программы расселения, теперь получит шанс на обновление. Однако не все жители могут быть готовы к переезду, даже если их дом будет признан аварийным по новым критериям, — объясняет Бондарь.
Фото: РИА Новости/Александр Сухов
Важную роль окажет и экологический аспект. Масштабное строительство и реконструкция инфраструктуры неизбежно окажут влияние на окружающую среду, считает эксперт.
— Найти баланс между развитием и сохранением природы — еще одна важная задача, которую предстоит решить разработчикам проекта, — подчеркивает он.
Очевидно, что благодаря реализации нацпроекта должны быть решены основные инфраструктурные проблемы, которые серьезно тормозят развитие многих российских регионов, отмечает Хачатурян.
— При этом если в столице и городах-миллионниках на сегодняшний день сформулированные в нацпроекте цели решаются и нуждаются лишь в донастройке и поддержке, то во многих малых городах, и особенно на селе, данные задачи только определяются после многолетнего простоя, а следовательно, нуждаются в более жестком контроле и значительно большем объеме поддержки в рамках нацпроекта, — убежден он.
В целом же Бондарю национальный проект представляется амбициозной и многообещающей инициативой.
— Он может стать настоящим прорывом в развитии российских городов и сел, если удастся преодолеть все препятствия и реализовать намеченные планы. Однако путь к комфортной и безопасной среде для жизни будет непростым и потребует не только значительных ресурсов, но и новых подходов к управлению и планированию городского развития, — резюмирует Бондарь.