КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
Креативные проекты решают масштабные, не ситуативные задачи
«Когда мы придумываем проект, мы задаем себе вопрос: а что изменится в жизни тех людей, которые к нему прикоснутся? И если что-то изменится, то что важно делать. Самое страшное, чем может стать проект, это общее место — когда он мог бы быть, а мог бы и не быть. И ничего в принципе не изменилось ни в жизни региона, ни конкретно в креативной экономике. Очень важно собрать вокруг себя команду и сообщество, которое будет масштабироваться с каждым годом вокруг проекта», — художественный руководитель, программный директор Международного арктического кинофестиваля «Золотой ворон» Филипп Абрютин.
«Нужно, прежде всего, ответить себе на вопрос: зачем делаешь тот или иной проект? И когда ты отвечаешь на этот вопрос, ты понимаешь, что и зачем делаешь, и можешь двигаться дальше. Это первое мое наблюдение И второй момент — какие задачи мы ставим этим проектом. Задачи не должны быть ситуативные и какие-то конъюнктурные, потому что конъюнктура сегодня одна, завтра другая. Если мы в основу закладываем действительно ценности, которые будут работать и работали всегда, вот тогда проект имеет „ноги“ и перспективу», — директор Красноярского фонда поддержки и развития искусства им. Дмитрия Хворостовского Наталья Агаханова.
Гранты — это реальная помощь, которую не стоит стесняться просить
«Когда ты работаешь сам и рассчитываешь на свои силы, у тебя не получается сделать большой проект. Гранты помогают сделать его масштабным, помогают сделать его видимым, значимым», — директор, продюсер АНО «Продюсерский центр «Северный характер» Светлана Солдатова.
«Не надо бояться, надо действовать. Нет ничего невозможного. И при должной поддержке и желании, конечно же, все реализуемо», — руководитель студенческих отрядов ГАУ Архангельской области «Штаб Молодежных трудовых отрядов Архангельской области» Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» (РСО) Владимир Соболев.
«Нам как власти я бы пожелала обращать внимание на те инициативы, которые мы иногда не замечаем. Мы видим же стратегически. Использовать все возможные гранты, чтобы поддерживать те проекты, которые есть, и дальше их развивать. Чтобы каждый это видел и не упускал», — Министр культуры Архангельской области Оксана Светлова.
«Мне очень нравится, что есть возможность развиваться молодежи, что они теперь не сидят и ждут — ну, когда же мы их поддержим, услышим… Теперь у них есть возможность реально показать свои проекты. Как раз эти инициативы мы потом берем и понимаем: так, этот проект выстрелил, значит из него можно сделать уже что-то дальнейшее… Я говорю всегда в регионе: подавайтесь, пробуйте, и дальше мы обязательно поддержим как власть», — директор, продюсер АНО «Продюсерский центр «Северный характер» Светлана Солдатова.
Развитие культурных проектов должно работать на рост благосостояния в регионах
«Мы стали отвечать на вопросы самые главные — качественные и количественные показатели изменения жизни к лучшему. Если разобраться, то за этими формальными терминами лежит очень много. В первую очередь, для нас самое важное, чтобы качество жизни жителей Чукотки с каждым годом росло — в том числе за счет нашего большого культурного проекта», — художественный руководитель, программный директор, Международного арктического кинофестиваля «Золотой ворон» Филипп Абрютин.
«Культура — драйвер экономики. Потому что без качества жизни невозможно развития никаких инициатив остальных. То есть люди должны чувствовать комфорт и с удовольствием работать. Это, мне кажется, самый основной посыл, в котором стоит развивать культуру», — директор Красноярского фонда поддержки и развития искусства им. Дмитрия Хворостовского Наталья Агаханова.
ПРОБЛЕМЫ
В современном мире сложно дать волю творчеству, но легко забыть о главном
«Если уезжаешь дальше от центральных городов, там уже не такая активность. И мы, когда начали работу и появился Фонд культурных инициатив, чаще начинаем все сообщества раскачивать на то, чтобы они подавались на эти гранты. И сейчас, благодаря Фонду культурных инициатив, мы видим активных людей — тех, кто у нас в регионе, и тех, кто неактивные — их надо подталкивать, и мы понимаем, в каких районах надо с ними работать», — Министр культуры Архангельской области Оксана Светлова.
«К сожалению, сейчас очень большой информационный поток, и события очень быстро засыпаются. Без определенных усилий, без выделения важного, без напоминания о том, что важно сейчас, мы можем в этом информационном потоке просто упускать какие-то вещи, которые упускать нельзя. И вот это мы стараемся сделать нашим проектом», — директор Красноярского фонда поддержки и развития искусства им. Дмитрия Хворостовского Наталья Агаханова.
Привлечение молодежи в регионы и применение ее талантов стали непростой задачей
«Я знаю, что есть регионы, которые эту задачу пока решить для себя не могут — не могут найти вот эту точку применения для молодежи, куда студенческие отряды могли бы приехать. На самом деле российские студенческие отряды — это огромнейший актив молодых людей, которые действительно задействованы в самых важных проектах. Эту силу, конечно, нужно принимать во внимание, когда вы планируете какие-либо проекты на своей территории», — генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.
«Студенческие отряды работают везде — от Арктики до Дальнего Востока, в том числе студенческие отряды Архангельской области. Есть уникальные проекты на территории Высокой Арктики, которые мы реализовывали. А если говорить про Архангельскую область, то мы своеобразные новаторы в реализации проектов: у нас был первый медицинский всероссийский отряд, важный проект по Новодвинской крепости, у нас была крупная всероссийская стройка. Вообще студенческие отряды действительно вносят вклад в развитие региона и привлекают молодежь для реализации важных проектов для страны и нашей области», — руководитель студенческих отрядов ГАУ Архангельской области «Штаб Молодежных трудовых отрядов Архангельской области» Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» (РСО) Владимир Соболев.
РЕШЕНИЯ
Господдержка дает действительно заметные плоды в развитии культурных проектов
«В прошлому году (кинофестивалю Arctic Open — ред.) было 10 лет. Получилось так, что этот проект стал, конечно, масштабнее. Это международный фестиваль, который соединяет в себе все арктическое кино. И нам удалось, благодаря привлечению гранта, поднять и уровень жюри, и больше уделить внимания образовательной программе. Мы смогли собрать вокруг сообщество, то есть найти молодежь, которой нам не хватает: кинорежиссеров, сценаристов. То есть мы, получается, собираем всех, обучаем. У нас произошел такой драйвер, как говорят, в анимации: удалось пригласить „Союзмультфильм“, который уже приезжал, и мы теперь как власти планируем открытие, может быть, совместных школ с „Союзмультфильмом“. Мы теперь понимаем, что в регионе есть потребность на анимацию, и мы будем дальше это развивать», — Министр культуры Архангельской области Оксана Светлова.
«Если выстроить работу стратегически на региональном уровне, то в каждую волну можно получать какие-то средства на дальнейшее восстановление, проведение мероприятий и дальнейшую ревитализацию тех мест, которые были в запустении», — генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.
«В 19-м году наши усилия поддержала региональная власть очень сильно. Был издан Закон о поддержке кинопроизводства в Мурманской области и Закон о рибейтах был введен в регионе — когда кинематографистам, которые имеют удостоверение национального фильма и снимают в регионе, была предложена субсидия, которая покрывала 30% денег, которые они оставляют в регионе. Это не на пустом месте все возникло, был уже опыт и в мире, и начинался этот опыт в России», — директор, продюсер АНО «Продюсерский центр «Северный характер» Светлана Солдатова.
Креативные проекты помогают в развитии туризма, вносят вклад в экономику регионов
«В прошлом году, несмотря на пандемию, несмотря на все проблемы, которые с этим связаны, внутренних туристов приехало 486 тысяч человек в Мурманскую область. Это опосредованный результат нашей работы — не только кино, но и развития туризма. И еще одну цифру я скажу: мы же можем абсолютно доподлинно узнать, сколько денег приносит в регион кинематографисты, благодаря тому что они участвуют в конкурсе рибейтов. Если в 19-м году мы разыграли 5 миллионов рублей рибейтов и в регион было принесено 12 миллионов рублей, в 21-м году это уже были совсем другие цифры: 10 миллионов было рибейтов и 60 миллионов рублей оставили кинематографисты в регионе», — директор, продюсер АНО «Продюсерский центр «Северный характер» Светлана Солдатова.
«Очень важно, в том числе и для развития туризма, создавать живые истории, современные истории. Не просто памятник, или „вот здесь что-то произошло…“. Это должно быть интересно и вписано в нашу с вами современную жизнь. Это же и сувениры, это и экономика обслуживания, экономика сервиса. От того, насколько мы это сумеем продать и представить, будет зависеть, сколько будет к этому интереса», — директор Красноярского фонда поддержки и развития искусства им. Дмитрия Хворостовского Наталья Агаханова.
Не пропустите еще больше новостей про устойчивое развитие на наших каналах:
Мы в Телеграмме:
https://t.me/Marina_media
https://t.me/onirulyat
Свежие новости мира устойчивого развития во ВКонтакте:
https://vk.com/nationalmediaesgsonline
Говорим с экспертами:
https://www.youtube.com/channel/UCVX_Lq9NYmI8gvVWzs1EyLw/videos
Наш канал на ЯндексДзен:
https://zen.yandex.ru/bmv?lang=ru
Подписывайтесь и будьте всегда в теме!