Хочется отдельно отметить, что и государство не остается в стороне. В 2020 году на Политическом форуме ООН Россия впервые отчиталась о реализации Целей устойчивого развития (ЦУР), принятых 193 странами - членами организации в 2015 году как глобальные ориентиры прогресса. Россия представила так называемый Добровольный национальный обзор по достижению целей, подготовленный Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации. При этом в прошлом году часть экспертного сообщества говорила о том, что в докладе явно не охвачены все задачи, вытекающие из ЦУР, так как не все они включены в национальные проекты. Такая критика вполне справедлива ввиду того, что до сих пор на официальном сайте Росстата, где демонстрируется процесс разработки национальных показателей ЦУР, четко обозначено, что из 247 показателей всего в России разработано 88, 12 – в процессе определения, 147 – не разработаны. Это говорит о том, что на государственном уровне процесс внедрения принципов ЦУР идет значительно медленнее, чем в бизнесе.
Однако, за прошлый год был принят ряд нормативно-правовых актов, явно отвечающих этой идеологии. Так, например, государство активно взялось за климатическую повестку. Среди них - Указ Президента Российской Федерации от 08.02.2021 г. № 76 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений», Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)». Существенным документом стала Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, на основании которой все регионы должны уже в мае этого года представить свои планы по борьбе с изменением климата.
Региональные власти пока еще не очень активно используют данную повестку, но все идет к тому, что это рано или поздно станет обязательной частью политики. Пока только отдельные регионы, их главы, как-то публично высказываются о важности этих целей и внедрения их в региональную практику.
Текущее положение дел в регионах показывает, что большой инициативы браться за эту повестку у руководителей особо нет. Хотя, большое количество губернаторов, если и заявило о том, что будут двигаться в этом направлении, то больше создания отдельных совещательных органов и заявлений особо ничего и не сделало. Так, например, в программе «Регионы России. ЦУР ООН» успели принять участие пока лишь Москва, Свердловская, Самарская области и Республика Татарстан. Что конкретно было сделано регионами в рамках этой программы, кроме подготовки отчетов для ООН, заключения договоров между Российской ассоциацией содействия ООН и соответствующими агентствами по привлечению инвестиций в регионах, заключения соглашений с крупными корпорациями, доподлинно неизвестно (ибо в публичном поле об этом информации совсем мало). И это, с одной стороны, низкий показатель вовлеченности регионов в эту тему, а, с другой стороны, показатель перспективности самой проблематики.
К слову говоря, Агентство ESG MEDIA сопровождало вышеупомянутый круглый стол РАС ООН, где регионы России делились своими успехами.
Таким образом, как видится, ЦУР - хорошая имиджевая тема для политиков, которые планируют сохранять свою собственную «устойчивость» в ближайшие годы.
Читать другой материал рубрики "Блог Редакции"